О любви можно говорить по-разному – в том числе на языках разных стилей изобразительного искусства. Эти языки понятны каждому, несмотря на то, что личности художников и сюжеты их произведений зачастую таят в себе загадку и недосказанность.
Рембрандт – «Еврейская невеста»
Великий мастер эпохи барокко затрагивал в своих работах самые
разнообразные темы и жанры и гениально отображал внутренний мир
персонажей картин, тщательно отображая их мимику и мастерски используя
игру света и тени.
Рембрандт. "Еврейская невеста"
Название картине дал вовсе не сам художник, а нидерландский коллекционер
Ван дер Хоп в 1825 году, что породило неверную трактовку сюжета.
Считалось, на картине изображены девушка-невеста и отец, подаривший ей
перед свадьбой жемчужное ожерелье. Однако со временем исследователи
опровергли эту теорию. Сейчас принято считать, что Рембрандт изобразил
супружескую пару, вероятнее всего – своего сына Титуса и его жену
Магдалену. По другой, менее распространенной версии, это семейный
портрет, выполненный художником по заказу.
Рембрандт. "Титус"
«Еврейская невеста» - одна из последних работ мастера. Несмотря на то,
что на картине отсутствует какое-либо движение, действие, лица мужчины и
женщины, их праздничная одежда, некоторая театральность и в то же время
естественность композиции приковывают внимание, не случайно Винсент Ван
Гог когда-то выразил желание "просидеть две недели перед этой картиной с
одной лишь буханкой хлеба".
Жан-Оноре Фрагонар – «Поцелуй украдкой»
Ж.-О. Фрагонар. "Поцелуй украдкой"
Фрагонар, художник, чье имя носит французское парфюмерное предприятие,
подарил миру большое количество картин, рисунков и гравюр в стиле
рококо. «Поцелуй украдкой», произведение, созданное накануне Великой
Французской революции, в 1780-х годах, изображает девушку, чьи черты
напоминают дочь художника Розалию. Сцена тайной встречи двух влюбленных
тайком от гостей, расположившихся в соседней комнате, выглядит
трогательно и довольно целомудренно – если принимать во внимание эпоху, в
которую создавалось произведение.
Ж.-О. Фрагонар. Автопортрет
После смены нескольких владельцев, одним из которых был бывший фаворит
Екатерины Второй, польский король Станислав Август Понятовский, «Поцелуй
украдкой» оказался в собрании Эрмитажа.
Пьер Огюст Ренуар – «Танец в Буживале»
П.О. Ренуар. "Танец в Буживале"
Один из самых знаменитых мастеров импрессионизма, Ренуар получил признание, работая в жанре светского портрета.
Буживаль – это предместье Парижа, которое иногда называли колыбелью
импрессионизма – там творили в том числе Сислей и Моне. Ренуар создал в
1883 году три «Танца» - «Танец в городе», «Танец в Буживале» и «Танец в
деревне». На всех трех картинах лицо мужчины скрыто от зрителя. Моделью
для женского образа «Танца в Буживале» послужила знаменитая в конце XIX
века натурщица, а затем и художница Сюзанна Валадон, мать Мориса Утрилло
и первая женщина, ставшая членом Национального общества изящных
искусств во Франции.
П.О. Ренуар. "Танец в городе
Жюль Бастьен-Лепаж «Деревенская любовь»
Ж. Бастьен-Лепаж. "Деревенская любовь"
В 1885 году эта картина, написанная в жанре натурализма, была
приобретена Сергеем Третьяковым на посмертной распродаже произведений
Бастьен-Лепажа в Париже. Тогда же была продана картина «Сенокос», в
настоящее время выставленная в Музее Орсэ. Оба полотна как будто
дополняют друг друга, соединяя в себе настоящее и будущее, а может быть,
реальную жизнь и воспоминания.
Художники-натуралисты стремились к максимально точному отображению
действительности и особенно – жизни крестьян. Сюжет произведения –
объяснение в любви, происходящее в небогатой французской деревеньке, где
на заднем плане можно различить фигуру женщины, работающей в огороде.
Ж. Бастьен-Лепаж. "Сенокос"
Эжен де Блаас «Паук и Муха»
Э. де Блаас. "Паук и Муха"
Этот прославившийся своими реалистичными, живыми, гармоничными картинами
художник начинал свою карьеру под руководством отца, работавшего в
стиле бидермайер и преподававшего в Академии художеств в Венеции. Сам
Эжен работал в стиле академического классицизма, писал жанровые картины
из жизни простых венецианцев – и прекрасных венецианок.
Работы де Блааса отличает стремление к эстетическому идеалу,
приписывание самых лучших качеств персонажам на холсте, а потому –
особое очарование и привлекательность.
Картина, написанная в 1889 году, помимо своих художественных достоинств,
привлекает и интригой, скрытой в названии – зрителю остается лишь
решить, кто на полотне выполняет роль Паука, а кто – Мухи.
Рене Магритт – «Влюбленные»
Р. Магритт. "Влюбленные"
Сюрреализм в живописи XX века открыл новые возможности для художников,
стремившихся стереть в своих работах грани между сознанием и
подсознанием, поместить зрителя в состояние, напоминающее гипнотический
сон.
Обращение к образам «человека без лица» для Магритта – привычное дело.
Странное и тревожащее изображение пары с обернутыми тканью головами,
возможно, транслирует мысль о том, что любовь слепа и лишает человека
способности видеть и слышать как друг друга, так и окружающий мир.
В том же 1928 году художник создал второй вариант «Влюбленных» -
поместив их в открытое пространстве на фоне пейзажа. В отличие от
предыдущей версии, эти фигуры кажутся спокойными, под тканью на их лицах
даже можно угадать улыбки.
Р. Магритт. "Влюбленные". Второй вариант картины.
Марк Шагал – «Прогулка»
М. Шагал. "Прогулка"
Воздушность и невесомость на картинах Шагала отражают его свободное
существование в художественной жизни своего времени. «Прогулка»
выполнена в стиле кубизма.
«Любовь, которая окрыляет» - основная идея картины. Интересно, что на
ней Шагал изобразил свою жену Беллу, которая в общей сложности
фигурирует на двух тысячах его произведений. К моменту написания
«Прогулки» влюбленные уже состояли в браке и у них родилась дочь. Шагал
считал себя настолько счастливым и уверенным, что изобразил в правой
руке синицу одновременно с удерживанием в левой руке руки парящей жены –
очевидно, символизирующей пойманного журавля. А силуэт пасущейся вдали
на холме лошади усиливает пасторальное впечатление от картины.
Рельеф из гробницы фараона Сети I – «Богиня Хатхор и фараон Сети I»
Рельеф "Богиня Хатхор и фараон Сети I". XIII в. до н.э.
Любовь на пороге вечности – так можно трактовать сюжет древнеегипетского
рельефа, который изображает богиню Хатхор и фараона Сети I у входа в
загробный мир. Фараон, правивший более тридцати веков тому назад,
прославился своими победами над кочевыми народами и созданием множества
памятников древней архитектуры. Хатхор, прикасаясь своими руками к рукам
Сети, выражает нечто большее, чем формальное исполнение своих
обязанностей божественного привратника. Ведь Хатхор – еще и богиня
любви, женственности, красоты – именно она в поздний период египетской
мифологии ассоциируется с греческой Афродитой и римской Венерой.
А картина Джона Эверетта Милле «Скажите «Да!», на которой показан момент
объяснения, написана в стиле прерафаэлитов, следовавших в своем
творчестве традициям Раннего Возрождения.
Дж.Э. Милле "Скажите "Да!"
Комментариев нет:
Отправить комментарий