В январе 1622 года в Париж прибыл уже знаменитый к тому времени Петер Пауль Рубенс. Он должен был написать серию из 24 полотен, описывающих биографию Марии Медичи. За три года титанической работы фламандскому мастеру удалось написать цикл картин, на которых жизнь королевы-регента Франции представляется чередой счастливых событий. Некоторые «сложности» в судьбе благополучно разрешаются с помощь богов, и в конце торжествует Правда. На самом деле судьба Марии Медичи была гораздо более трагичной.
Судьба Марии Медичи
Питер Пауль Рубенс, Судьба Марии Медичи
На первой картине цикла изображены парки, прядущие нить судьбы королевы. Чета богов-олимпийцев Юпитер и Юнона наблюдают за процессом, а в руках у зловещей Морты нет ножниц, прерывающих жизни смертных. Все говорит о том, что будущему ребенку уготовано счастливое и великое будущее. Это полотно и последнее из серии заметно уже остальных, так как все картины «вписывались» по размерам в конкретную в галерею Люксембургского дворца, и эти две должны были располагаться между окон.
Рождение Марии Медичи
Питер Пауль Рубенс, Рождение Марии Медичи
Аллегорическое полотно, на котором богиня Люцина (римская покровительница рождения) передает Марию-младенца Флоренции. Счастливое событие действительно произошло 26 апреля 1575 года в этом городе. Неизвестно, радовался ли ее отец, великий герцог Тосканы Франческо I рождению шестой дочери или надеялся, что супруга подарит наконец ему наследника. Через два года малышка останется без матери, а ее мачехой станет бывшая многолетняя любовница герцога. Единственной подругой с детства и на долгие годы станет для нее камеристка и молочная сестра Леонора Дори Галигай.
Образование Марии Медичи
Питер Пауль Рубенс, Образование Марии Медичи
Перед нами предстает молодая Мария Медичи, склонившаяся перед Минервой, богиней мудрости, наук и искусств. Помогают в учении Орфей, Меркурий и три грации. Интересно, что фигуры трёх граций в 1685 году были занавешены. Около 200 лет обнаженные богини скромно прятались за тканью. После того, как картину в XIX веке открыли, разница между освещенной и затемненной частью была так заметна, что полотну потребовалась тщательная очистка и реставрация.
Представление портрета Марии Медичи Генриху IV
Питер Пауль Рубенс, Представление портрета Марии Медичи Генриху IV
Картина должна иллюстрировать мысль о зарождения огромной и чистой любви, осененной богами, между Марией и ее будущим мужем. На самом деле король Франции Генрих IV, который недавно развелся с бездетной Маргаритой де Валуа и пережил смерть своей фаворитки, на которой хотел жениться, вряд ли испытывал к молодой невесте хоть какие-нибудь чувства. Да и молодость ее по меркам того времени уже угасала – Марии Медичи в 1599 году уже было 24 года. Зато ее приданое в шестьсот тысяч крон являлось самым крупным за всю историю Франции.
Брак по доверенности
Питер Пауль Рубенс, Брак по доверенности
Эта практика, весьма обычная для высоких особ средневековья, представляется нам сейчас курьезом. По сравнению с ней даже современные виртуальные свадьбы кажутся гораздо более романтичными. Однако из песни слов не выкинешь – на венчании, которое произошло во Флоренции, жениха Марии Медичи заменял дядя невесты Фердинанд, великий герцог Тосканы. Интересно, что сам молодой Рубенс присутствовал на этом событии, поэтому полотно написано очевидцем.
Прибытие в Марсель
Питер Пауль Рубенс, Прибытие Марии Медичи в Марсель
Эта картина – одна из самых известных в цикле, хоть и посвящена она не такому значимому событию в жизни королевы. На ней молодая Мария Медичи сходит с корабля, а над ней изображена Фама - богиня молвы и славы, которая несет радостную весть ее супругу.
Встреча в Лионе
Питер Пауль Рубенс, Встреча в Лионе
И вот, долгожданная встреча молодой четы. Они аллегорически изображены в виде богов-олимпийцев, амуры рядом с ними говорят о глубоких и нежных чувствах. На самом деле, Генрих так спешил на встречу с супругой, что после прибытия в Леон 6 дней не мог с ней встретиться. Но живописная сказка об этом умалчивает. Однако ровно через 9 месяцев у Марии родится сын, будущий король Людовик XIII.
Коронация Марии Медичи
Питер Пауль Рубенс, Коронация Марии Медичи
Мария короновалась 13 мая 1610 года в аббатстве Сен-Дени. Она уговорила супруга на этот шаг перед тем, как тот должен был отправиться с войском в Германию для поддержки протестантов. На следующий день король был убит. Подозрение, что Мария была соучастницей этого заговора, так и не было с нее снято.
Смерть Генриха IV и провозглашение регентства
Питер Пауль Рубенс, Смерть Генриха IV и провозглашение регентства
Важнейшее событие в жизни Марии Медичи, она становится полновластной правительницей Франции. Несмотря на траур, оно было, вероятно, гораздо более радостным для королевы, чем свадьба. У подножья трона изображена французская знать, умоляющая Марию Медичи взять на себя управление государством. Конечно, это было творческим преувеличением. Принцы крови и знать неоднократно поднимали восстания, подавлять которые Марии удавалось лишь ценой больших усилий и жертв.
Совершеннолетие Людовика XIII
Питер Пауль Рубенс, Совершеннолетие Людовика XIII
Радостно преклонившись перед сыном, достигшим совершеннолетия, Мария на картине передает ему кормило власти. Корабль-Франция, с поддержкой четырех Добродетелей, продолжает свой путь. В действительности передача власти не была такой мирной, Людовик XIII силой взял власть, сослав мать в 1617 году в Блуа. Вместе с ней в ссылку отправился и ее советник, будущий кардинал Ришелье – тот самый знаменитый Красный Кардинал.
Бегство из замка Блуа
Питер Пауль Рубенс, Бегство из замка Блуа
Сложный сюжет, потребовавший от художника максимум дипломатии. Минерва ведёт Марию к Французской Знати, а Ночь и Заря указывают им путь. Так, с Божьей помощью, Мария Медичи действительно сбежала из своей ссылки в Ангулем.
Примирение с сыном
Питер Пауль Рубенс, Примирение с сыном
Мария изображена с жезлом мира в руках, любимый сын Людовик трогательно обнимает ее. Гидра, символизирующая врага и политического противника королевы герцога Люинь, повержена (он действительно умер незадолго перед этим). Все говорит о дальнейшем вечном и нескончаемом счастье и благоденствии Франции. Именно к этому недолгому периоду относится время написания картин.
Триумф Правды
Питер Пауль Рубенс, Триумф Правды
Последняя картина, завершающая цикл мощным торжествующим аккордом. На переднем плане Кронос вытягивает на свет Алефею (Истину) – она традиционно изображается обнаженной (не поэтому ли в русском языке существует выражение «голая правда»?). А вверху Мария Медичи и ее венценосный сын держат в руках лавровый венок с пылающим от любви сердцем.
Эта картина могла бы выглядеть насмешкой над судьбой великой королевы, если бы художник знал дальнейшие события ее сложной жизни. Постоянные игры за власть привели ее в конце концов к полному краху. Бывший верный помощник Ришелье, завоевавший огромное влияние на короля, «переиграл» королеву-мать. 11 ноября 1630 Мария Медичи поставила сыну ультиматум: «Или я, или кардинал». Все были настолько уверены в ее победе, что даже начали праздновать это событие, но ответ короля был противоположным – он выбрал Ришелье, и Мария Медичи опять бежала. Этот день с тех пор носит название «День обманутых» (название триумфальной картины превращается в неприкрытый сарказм). Конец жизни Марии Медичи был печален. Она была вынуждена скитаться по странам и продавать свои драгоценности. Последние годы она провела в Кёльне, в доме приютившего ее Рубенса – такая финальная насмешка судьбы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий