Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства



Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе



Выставка Татьяны Назаренко в Московском музее современного искусства — вторая большая ретроспектива художницы за последние пару лет. Первая, «Диалог со временем», прошла весной 2019-го, тоже в Москве, в Академии художеств. Две большие выставки почти подряд редко случаются даже у юбиляра, а Назаренко исполнилось 75 лет. Однако и неудивительно, вопервых, потому что начиная с 1970-х годов она работает очень много и ей есть что показать, во-вторых, работает так, что может выставляться и в академических залах, и в музее искусства современного. Назаренко — безусловный классик как российского искусства, так и советского. Причем разделение это не только формальное, по названиям страны, но и принципиальное. И новая выставка, где будут показаны картины разных лет, должна продемонстрировать, как со временем меняется художник и в чем остается верным себе.
Татьяна Назаренко стала звездой еще в самом начале своего профессионального пути, в 1970-е. Именно тогда она точно попала в настроения советских интеллектуалов, или интеллигенции, как принято было называть людей думающих, осмысляющих историю страны не по официальным лекалам. По картине «Московский вечер», написанной в 1978 году (в постоянной экспозиции Третьяковской галереи), можно воссоздать эти настроения. Четверо друзей, двое — с гитарами, сидят за столом, на котором лежат дореволюционные письма и журнал. За их спинами нежный московский пейзаж и всплывающий на его фоне женский портрет художника Григория Островского, провинциального самоучки, открытого в начале 1970-х реставратором Савелием Ямщиковым. Островский, предметы из досоветского прошлого, тихое домашнее музицирование, старая Москва — все это было дорого молодым людям с тонкой, как говорится, душевной организацией и все это было тогда в моде у точно таких же трепетных и задумчивых молодых людей.


В этой картине собраны сюжеты и приемы, которыми Назаренко еще долго будет пользоваться: дружеское застолье, городской пейзаж, коллаж из изображений, силуэтные фигуры. До конца 1980-х она продолжает точно попадать в нерв времени. В выставочных работах на исторические темы, таких как «Казнь народовольцев» и «Декабристы. Восстание Черниговского полка», легко считываются аллюзии к современности, отношениям свободомыслящих людей с враждебной им властью. В групповых портретах Назаренко неизменно подчеркивается единство духовно близких людей, дружеского круга, в котором не пропасть поодиночке. Присутствует и тема карнавала, тоже модная, не по-советски праздничная. Появляется сюжет о личном конфликте художницы с властью, мелкой, чиновничьей: в «Циркачке» героиня в трусах и лифчике (Назаренко часто пишет себя в белье) балансирует над головами несимпатичной толпы, в «Трапезе» ее собственная голова лежит на блюде, вокруг которого сгрудились не люди, а прямо-таки свиные рыла.
Времена менялись, лиризм уходил из картин Назаренко, а гротеск прогрессировал. Перестроечные и постперестроечные общественные настроения были максимально критическими к настоящему, никаких аллюзий и скрытых смыслов — все прямым текстом вплоть до нецензурного. И Назаренко создает много работ почти карикатурных, как показанный на выставке фрагмент инсталляции «Смена вывески», где вечные функционеры со стертыми лицами готовы сменить политические лозунги. Тогда же художница начинает работать в новых жанрах и делает масштабный «Переход» — 80 вырезанных в натуральную величину и правдиво раскрашенных фанерных фигур, изображающих обитателей подземных переходов, где в «лихие 90-е» старухи, молодухи, пропойцы, пройдохи и калеки торговали чем попало.


Для Назаренко переход от холста к фанере, выход из иллюзорного пространства картины в пространство реальное, был шагом очень смелым, даже радикальным. Но актуальным в то время оказалось искусство еще более дерзкое, прямолинейное и жесткое; кроме того, вышли из подполья художники андерграунда. По сравнению с ними Назаренко выглядела конформисткой, официально признанной, традиционно работающей. А на фоне, например, Олега Кулика казалась просто академиком. Им и стала: в 1997 году была избрана членомкорреспондентом Российской академии художеств, в 2001-м — академиком. А до этого получила Государственную премию Российской Федерации за серию картин «Татьянин день». Но в те же, казалось бы, удачные для нее 1990-е изменилось место Назаренко на отечественной художественной сцене. В главные герои, захватившие внимание влиятельных критиков, вышли другие, а она работала так, как считала нужным, стала художником с личными темами, идущим своим путем. Занялась скульптурой, графикой, фотографией, писала картины все более и более жесткие, с буквально плоскими героями, про которых так сразу и не скажешь, милы они автору или ненавистны. Вот в «Вечере у бассейна» 2008 года пьют, закусывают и танцуют сама художница и ее друзья, но ничего идиллического в этой сцене нет, никто за руки, как когда-то, не берется, каждый сам по себе. И если у мужчины и женщины на переднем плане лица хотя и печальные, но все же осмысленные, то об остальных персонажах такого никак не скажешь.


Лиричными остаются у Назаренко пейзажи — все той же старой Москвы, они у нее почти не меняются. «Брюсов переулок» 1978 года отличается от «Первого дня нового года» 2009-го разве что цветом, но тот же взгляд сверху на крыши, те же горизонтали на заднем плане. Еще одна серия, серьезная и печальная, посвящена деду художницы, репрессированному и расстрелянному. В картинахколлажах воспроизведены фрагменты его писем, семейные фотографии.
Об отношениях мужчин и женщин Назаренко пишет давно и со временем все откровеннее. То это ироничные картины про вожделение (в «Женской компании» над тремя голыми девушками за стаканами с пивом витает образ молодого человека в костюме, а в «Мужской компании» три одетых мужичка за водочкой грезят о девушках без одежды), то вполне сентиментальные изображения любовников в постели. Все эти картины 2010х годов заменили прежние сюжеты о борьбе с мужским шовинизмом. В «Любовниках в синей спальне» 2013 года позы мужчины и женщины, ласково прикасающихся друг к другу, отдаленно напоминают композицию «Еврейской невесты» Рембрандта. Но живопись великого художника роскошна и абсолютно прекрасна, а у Назаренко письмо упрощено до предела, и в этом она, конечно, современный художник, достаточно умный, чтобы не впадать в самоубийственное подражание.


Многие критики писали о связи творчества Назаренко со старыми мастерами, например с гротескными персонажами Питера Брейгеля. Действительно, и в названиях, и в сюжетах, и в композициях эта связь прослеживается. Но видится она скорее трагической, чем счастливой. Время большой живописи прошло, о чем Назаренко не раз с горечью говорила в интервью. Но, как ни странно, именно ранние ее, живописные, вещи кажутся сегодня наиболее притягательными. Романтические настроения, считываемые аллюзии, сложные композиции и профессиональное умение вновь привлекают публику, приуставшую от простоты прямого высказывания. Но, кто знает, время пройдет, и вновь могут быть востребованы простые решения, гротеск и горькая ирония. 

Московский музей современного искусства
Татьяна Назаренко
20 февраля – 5 апреля

http://www.theartnewspaper.ru/

1 комментарий:

  1. If you're trying to lose kilograms then you need to start using this totally brand new custom keto meal plan diet.

    To create this keto diet, certified nutritionists, personal trainers, and chefs united to produce keto meal plans that are efficient, convenient, cost-efficient, and enjoyable.

    From their launch in January 2019, 100's of clients have already transformed their body and health with the benefits a certified keto meal plan diet can give.

    Speaking of benefits: in this link, you'll discover eight scientifically-certified ones given by the keto meal plan diet.

    ОтветитьУдалить