Пять лет «дружбы домами» Эрмитажа и Cartier: российский музей и
французская ювелирная фирма создали уникальную реставрационную
программу, итоги которой показывают на выставке в обрамлении украшений
из Cartier Collection
Корсажная брошь. 1913. Платина, бриллианты, резной горный хрусталь. Фото: Marian Gérard, Collection Cartier © Cartier
На
выставке представлены первые итоги совместной реставрационнной
программы Эрмитажа и Дома Cartier. Ювелирные шедевры из собрания
Государственного Эрмитажа демонстрируются в Гербовом зале Зимнего дворца
в окружении конгениальных изделий Cartier, созданных с середины XIX до
середины ХХ века. Ювелирный дом стоял у истоков ар-деко, стал его
символом и синонимом.
Сегодня интерес к этому стилю, гармонично
соединявшему архитектуру и прикладное искусство, живопись и промышленный
дизайн, переживает второе рождение. Первая выставка «Искусство Картье»
состоялась в Эрмитаже почти три декады назад, за прошедшие годы
сменилось несколько поколений зрителей.
Начиная с 2016 года
Эрмитаж и Cartier ежегодно представляли публике один музейный предмет,
отреставрированный эрмитажными реставраторами при поддержке ювелирного
дома.
Арабская лампа из горного хрусталя из коллекции Эрмитажа. Фото: Андрей Теребенин © Государственный Эрмитаж, 2020
Пилотом
стала хрустальная лампа, вырезанная в X−XI веках из горного хрусталя
мастерами с Ближнего Востока. В Средние века она попала в Европу;
позднее итальянские ювелиры сделали для лампы подставку и золотую
оправу, украшенную полихромными эмалями.
Cartier широко
использует горный хрусталь с 1910 года. Рифмой к восточному искусству
стала подвеска с профилями фавнов и двумя сапфировыми кабошонами в
окружении бриллиантов.
Индийская ароматница из коллекции Эрмитажа. Фото: Андрей Теребенин © Государственный Эрмитаж, 2020
В
2017 году при поддержке Cartier была отреставрирована золотая
ароматница, украшенная большими изумрудами, рубинами и жемчугом. Сосуд
из сокровищницы Великих Моголов попал в Петербург в числе даров
правителя Ирана Надир-шаха двору императрицы Анны Иоанновны. Екатерина
II по достоинству оценила ароматницу — она находится в собрании Эрмитажа
со времени создания музея и сейчас является одним из символов всей его
восточной коллекции.
Жак Картье посетил Индию и страны
Персидского залива в 1911–1912 годах и стал одним из любимых ювелиров
махараджей. С ароматницей вступает в диалог знаменитый гарнитур Tutti
Frutti — браслет и две броши с резными бриллиантами, изумрудами и
рубинами, колье с кулоном и две броши с клипсами в индийском стиле.
Ларец Ядвиги Ягеллонки из коллекции Эрмитажа. Фото: Сергей Соловьев © Государственный Эрмитаж, 2020
В
2018 году был отреставрирован ларец Ядвиги Ягеллонки (1533). Он был
частью приданого дочери польского короля Сигизмунда I из династии
Ягеллонов. В России оказался после состоявшейся в 1711 году свадьбы сына
Петра I царевича Алексея и Софии Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской
как приданое принцессы, являвшейся потомком Ядвиги. Ларец богато
украшен сложным декором из драгоценных камней и эмалей и относится к
лучшим работам южногерманских ювелиров XVI века.
С ним рифмуются
изящные замысловатые вещи Cartier — кулон с фигурой девушки из золота
(ужель та самая Ядвига?), кольцо и браслет с большими изумрудами, а
также стильный золотой нессесер, украшенный сапфирами.
Фельдмаршальский жезл из коллекции Эрмитажа. Фото: Сергей Соловьев © Государственный Эрмитаж, 2020
В
2019 году завершилась реставрация фельдмаршальского жезла Александра
II, созданного по его заказу в 1878 году петербургским ювелиром Юлиусом
Кейбелем. В ХХ веке этот предмет попутешествовал по свету, пока не
оказался на аукционе Christie’s. В 2018 году президент России Владимир
Путин передал жезл Эрмитажу.
Компанию российской реликвии
составляют две броши с выложенной бриллиантами Триумфальной аркой в
Париже, созданные Cartier в 1919 году. С ними на равных говорят шкатулка
для драгоценностей, портсигар и пудреница. Все три украшены российским
гербом. Возможно, они изготовлены для русских клиентов.
Кабинет с часами из коллекции Эрмитажа. Фото: Александр Кокшаров © Государственный Эрмитаж, 2021
В
2020 году завершилась реставрация кабинета с часами немецкой работы
начала XVIII века, украшенного слоновой костью и черепаховым панцирем.
Он происходит из собрания Строгановых. Вокруг расположились часы в виде
кубка в стиле Людовика XIV с кольцевым циферблатом, отделанные цветными
эмалями и украшенные бриллиантами, и часы с термометром, украшенные
эмалью гильоше, а также парюра с гребнем с крупными аметистами середины
XIX века.
Государственный Эрмитаж
Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие дома Cartier
21 февраля – 18 апреля
http://www.theartnewspaper.ru/posts/8834/
Комментариев нет:
Отправить комментарий