Набросок к одному из полотен из серии «Триумф Цезаря», оцененный в $12 млн, отправится на нью-йоркские торги в январе
Андреа Мантенья. «Триумф Цезаря». Подготовительный рисунок. Фото: Sotheby’s
На той же неделе, когда Trinity Fine Art предложит «последнего Боттичелли» на ярмарке Frieze Masters за $30 млн, Sotheby’s выставит на торги недавно найденный рисунок Андреа Мантеньи. Ожидается, что на январском аукционе в Нью-Йорке работа будет продана со значительным превышением верхнего эстимейта в $12 млн.
Рисунок, который сейчас экспонируется в Гонконге, связан со вторым полотном знаменитой серии «Триумф Цезаря» (ок. 1480–1506), написанной по заказу маркиза Мантуи Франческо II Гонзаги. В 1629 году серию приобрел Карл I, и теперь она находится в постоянной экспозиции дворца Хэмптон-Корт.
Это один из менее чем 20 известных набросков мастера и одно из всего двух произведений Мантеньи, до сих пор находящихся в частных руках. Кристиана Ромалли, возглавляющая в Sotheby’s отдел живописи старых мастеров, говорит, что не может «представить себе более важный рисунок авторства кого-нибудь из ведущих мастеров эпохи Возрождения». Вдобавок это один из самых законченных эскизов композиции Мантеньи, выполненных пером и чернилами, и единственный известный набросок к «Триумфу Цезаря».
Андреа Мантенья. «Триумф Цезаря». 1484-92. Фото: The Royal Collection Trust
Некогда принадлежавшее знатоку искусства и художнику Августу Гралю (1791–1868), с середины ХХ века произведение непрерывно находилось в одной частной коллекции, а недавно экспонировалось на выставке «Мантенья и Беллини» в лондонской Национальной галерее и в Государственных музеях Берлина, где провели его анализ. Выяснилось, что рисунок, предположительно созданный в конце 1480-х годов, достаточно ветхий. На нем обнаружились следы активного использования — его поверхность потерлась при передавливании контура для создания гравюр еще в мастерской Мантеньи, — но для своего возраста он находится в весьма неплохом состоянии. А собственное обследование Sotheby’s с использованием инфракрасного излучения показало, что в ходе работы художник вносил значительные изменения в композицию как рисунка, так и полотна, что послужило дополнительным доказательством атрибуции и позволило лучше понять, как создавалась серия в целом.
В ноябре рисунок вернется из Гонконга в Нью-Йорк, завернув по пути в Лос-Анджелес. Учитывая редкость этого лота, Ромалли ожидает, что интерес к нему проявят крупные музеи вроде Лувра — Абу-Даби и частные коллекционеры, в том числе из Азии, где высок спрос на графику, выполненную пером и чернилами.
В последние годы аукционные цены на рисунки старых мастеров сопоставимого уровня колеблются в пределах от $14,1 млн за рисунок «Молодой стоящий мужчина» Лукаса ван Лейдена (Christie’s, Лондон, в 2018-м) до $47,9 млн за «Голову молодого апостола» Рафаэля (Sotheby’s, Лондон, в 2012-м). В 1984 году эскиз Мантеньи для алтаря Сан-Дзено в Вероне был продан на распродаже графики из коллекции Чатсуортов за очень солидную по тем временам сумму в £1,1 млн.
Андреа Мантенья. «Триумф Цезаря». Подготовительный рисунок. Фото: Sotheby’s
На той же неделе, когда Trinity Fine Art предложит «последнего Боттичелли» на ярмарке Frieze Masters за $30 млн, Sotheby’s выставит на торги недавно найденный рисунок Андреа Мантеньи. Ожидается, что на январском аукционе в Нью-Йорке работа будет продана со значительным превышением верхнего эстимейта в $12 млн.
Рисунок, который сейчас экспонируется в Гонконге, связан со вторым полотном знаменитой серии «Триумф Цезаря» (ок. 1480–1506), написанной по заказу маркиза Мантуи Франческо II Гонзаги. В 1629 году серию приобрел Карл I, и теперь она находится в постоянной экспозиции дворца Хэмптон-Корт.
Это один из менее чем 20 известных набросков мастера и одно из всего двух произведений Мантеньи, до сих пор находящихся в частных руках. Кристиана Ромалли, возглавляющая в Sotheby’s отдел живописи старых мастеров, говорит, что не может «представить себе более важный рисунок авторства кого-нибудь из ведущих мастеров эпохи Возрождения». Вдобавок это один из самых законченных эскизов композиции Мантеньи, выполненных пером и чернилами, и единственный известный набросок к «Триумфу Цезаря».
Андреа Мантенья. «Триумф Цезаря». 1484-92. Фото: The Royal Collection Trust
Некогда принадлежавшее знатоку искусства и художнику Августу Гралю (1791–1868), с середины ХХ века произведение непрерывно находилось в одной частной коллекции, а недавно экспонировалось на выставке «Мантенья и Беллини» в лондонской Национальной галерее и в Государственных музеях Берлина, где провели его анализ. Выяснилось, что рисунок, предположительно созданный в конце 1480-х годов, достаточно ветхий. На нем обнаружились следы активного использования — его поверхность потерлась при передавливании контура для создания гравюр еще в мастерской Мантеньи, — но для своего возраста он находится в весьма неплохом состоянии. А собственное обследование Sotheby’s с использованием инфракрасного излучения показало, что в ходе работы художник вносил значительные изменения в композицию как рисунка, так и полотна, что послужило дополнительным доказательством атрибуции и позволило лучше понять, как создавалась серия в целом.
В ноябре рисунок вернется из Гонконга в Нью-Йорк, завернув по пути в Лос-Анджелес. Учитывая редкость этого лота, Ромалли ожидает, что интерес к нему проявят крупные музеи вроде Лувра — Абу-Даби и частные коллекционеры, в том числе из Азии, где высок спрос на графику, выполненную пером и чернилами.
В последние годы аукционные цены на рисунки старых мастеров сопоставимого уровня колеблются в пределах от $14,1 млн за рисунок «Молодой стоящий мужчина» Лукаса ван Лейдена (Christie’s, Лондон, в 2018-м) до $47,9 млн за «Голову молодого апостола» Рафаэля (Sotheby’s, Лондон, в 2012-м). В 1984 году эскиз Мантеньи для алтаря Сан-Дзено в Вероне был продан на распродаже графики из коллекции Чатсуортов за очень солидную по тем временам сумму в £1,1 млн.
Комментариев нет:
Отправить комментарий