«Дева Мария с Младенцем с книгой» ван Эйка: величественный образ и скрытые символы




Ян ван Эйк - фламандский художник и один из ведущих мастеров нидерландского ренессанса, которому удалось создать новое направление в масляной живописи. Ян ван Эйк считается одним из самых талантливых художников Европы XV века благодаря своей реалистичной религиозной и портретной живописи. Его отличительная поза в три четверти вкупе с мастерством работы с маслом вдохнули новую жизнь в портретную живопись и сделали его одним из выдающихся художников. Главным шедевром ван Эйка является алтарь в соборе в Генте (также называемый «Гентский алтарь», 1432).


Масляные разработки


Ян ван Эйк и его подпись
Работы Ван Эйка отличаются исключительно инновационным и техническим качеством, особенно в обработке масляных красок и манипуляциях с ними. Прорыв произошел, когда художник вместе с братьями смешали масло с реальными красками, которые они использовали. Результатом были блеск, прозрачность и интенсивность цвета. Изобретение этой техники преобразило внешний вид живописи ван Эйка и других будущих мастеров.

Религиозные темы
Ян ван Эйк создал множество религиозных картин на протяжении всей своей карьеры. И особенно известна серия портретных работ - портретов Богоматери с младенцем (на троне, в церкви, с читающим Иисусом и пр.). Общие черты во всех этих полотнах видны даже невооруженным взглядом: начиная от схожего выражения лица, одеяний и заканчивая принципом построения композиций на этих полотнах. Все картины художника связывает одно - скрупулезная и тщательная проработка материалов, текстур, драгоценностей и прочих деталей картины.

«Дева Мария с Младенцем с книгой»
Мадонна ван Эйка - сосредоточенная, задумчивая, роскошная (что проявляется в ее одеянии и сверкающих драгоценностях). И в этом отношении Ян ван Эйк далек от представления Мадонны как символа скромности и смирения. В его творчестве - она без преувеличения роскошная и величественная. При всей своей задумчивости в образе Мадонны есть и доля грусти (ведь она Мать Иисуса и она знает горькую судьбу своего Младенца). Ее уголки губ и глаза опущены - это тоже говорит о внутренней печали.
А что же Младенец? А Иисус с любопытством разглядывает открытую книгу. Конечно, он еще не умеет читать, но новый предмет вызвал интерес у ребенка. Одной рукой Мария листает страница, позволяя ребенку распознать и изучить этот новый для него предмет, а другой придерживает свое дитя. Младенец лишь слегка обернут в белое полотно. Центральное положение Матери Христа подчеркивается ее ярко красным бархатным одеянием, синим платьем с вышивкой и изящной украшенной драгоценными камнями прелестной диадемой.



Красная мантия , растекающаяся по большей части пола на переднем плане картины, создает широкую пирамидальную форму и образует таким образом композицию картины (фигура создана от макушки Мадонны и формирует два нижних угла подолом красной мантии). Уравновешивают композицию трон, а также предметы интерьера (комод, скамья у окна и само окно).
Роскошный трон Богоматери, украшенный золотыми рельефными узорами, напоминает трон царя Соломона.Дополнительный тон богато детализированному интерьеру придает персидский ковер, выглядывающий из под мантии Марии и зеленое полотное с золотыми узорами на троне героини.

Как было указано выше, Ян ван Эйк известен и своими разработками новых масляных красок. И в этой работе художник использовал масляную среду, чтобы представить множество предметов с поразительным реализмом в микроскопических деталях. Например, он наполнил окрашенные драгоценные камни и металлы светящимся внутренним светом с помощью тонких глазурей над бликами. Также мастерски написаны таз с водой, кувшин на комоде, стеклянный сосуд у окна (техника художника позволила зрителям лицезреть металлические текстуры как абсолютно реалистичные).

Символика
Помимо технических особенностей на картине можно выделить и религиозные посылы, скрытые в предметах интерьера. На подоконнике зритель видит яблоко, которое может означать любовь, знание, мудрость, радость и смерть. В религиозных работах оно обычно означает искушение и первородный грех. Стекло (или стеклянный сосуд как на картине у окна) символизирует хрупкость жизни и вполне может означать печальную судьбу Иисуса и его страдания. Справа от Марии на комоде мы видим свечу и подсвечник. Свеча может указывать на то, что время прошло, это также вера в Бога. Свеча может символизировать свет Христа и очищение. Подсвечник - это символ спасения и света. Бронзовый сосуд и небольшой таз появляется в сцене Благовещения на том же «Гентском алтаре» ван Эйка. Самый главный символ - книга в руках младенца. Священные книги — это вместилища Слова, божественного послания. Это Имя Божье, истина, и милосердие.




Ван Эйку своими полотнами с Мадонной удалось превратить религиозный жанр в почти светский. Виртуозная техника ван Эйка, тонкая моделировка образов и тщательная проработка деталей сделали его одним из самых известных художников эпохи Возрождения в Европе и «Дева Мария с Младенцем с книгой» — прямое тому доказательство.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/081019/44290/

Комментариев нет:

Отправить комментарий