Главное событие осени, выставка Леонардо да Винчи в Лувре, приуроченная к
500-летию со дня смерти художника, будет отличаться от привычных
больших монографических показов
Леонардо да Винчи. «Голова девушки» (La Scapiliata). Фото: Licensed by Ministero Dei Beni e delle attivita culturali - Complesso monumentale della Pilotta-galleria nationale di Parma
Кто-то может сказать, что Лувр попросту был вынужден выбрать альтернативный подход к выставке по причине немногочисленности картин, уверенно приписываемых кисти Леонардо да Винчи (большинство экспертов в мире сходятся на 15–17), и ожидаемо непростых переговоров с другими музеями о предоставлении их произведений мастера во временное пользование. «Мы знали, что будет непросто», — рассказали The Art Newspaper кураторы выставки Венсан Дельевен (отдел живописи Лувра) и Луи Франк (отдел графики и рисунка). Галерея Уффици отказалась предоставить свои «Крещение Христа» Андреа Верроккьо с участием юного Леонардо, «Благовещение» и незаконченное «Поклонение волхвов» — официально по причине их нетранспортабельности. Французские кураторы отнеслись к отказам коллег с пониманием, во всяком случае на словах. «Ведь и мы, когда к нам обращаются с подобными просьбами, исходим из позиции не одалживать „Мону Лизу“, „Мадонну в скалах“ или „Святую Анну с Марией и младенцем Христом“. Да и „Портрет Изабеллы д’Эсте“ нельзя перевозить, — замечает Дельевен. — Пожалуй, это была самая сложная задача, стоявшая перед нами, но трудности нас не обескуражили». Предоставление Государственным Эрмитажем «Мадонны Бенуа» тоже оставалось под вопросом до последнего момента, равно как и «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи из коллекции венецианской Галереи Академии.
«У нас [в коллекции] пять картин, — рассказывает Дельевен, — в экспозицию вошли четыре из них: „Мадонна в скалах“, „Прекрасная Ферроньера“, „Иоанн Креститель“ и „Святая Анна с Марией и младенцем Христом“, а „Мона Лиза“ осталась в том же зале, где висит за пуленепробиваемым стеклом». Зато каждому посетителю выдадут шлемы с очками, предоставив тем самым редкую возможность при помощи VR-технологий вплотную приблизиться к шедевру и увидеть во всех деталях то, что скрыто за стеклом.
Леонардо да Винчи. «Эскиз драпировок». Фото: RMN-Grand Palais (musée du Louvre)/Michel Urtado
«Тем не менее многие коллеги в конечном итоге проявили большую щедрость. Думаю, что подборка получилась впечатляющей. По иронии судьбы в самый разгар выхода Британии из Европейского союза именно она стала для нас важнейшим внешним источником произведений Леонардо», — продолжает Дельевен. Посетители выставки получат уникальный шанс сравнить крупноформатный картон «Мадонна с Младенцем со святой Анной и маленьким Иоанном Крестителем» из Национальной галереи в Лондоне с луврской «Святой Анной» в сопровождении подробного анализа эволюции образов и особенностей трактовки этой темы у Леонардо.
Кроме того, долгое время ходили упорные слухи об участии в экспозиции «Спасителя мира». Насколько известно The Art Newspaper на момент написания статьи, картину все-таки включили в каталог выставки точно, с подтвержденной атрибуцией Леонардо и датировкой, относящейся к тому же времени, что и «Святая Анна» и утраченная фреска «Битва при Ангиари». Кроме того, кураторы готовы принять картину после открытия выставки и реорганизовать развеску.
Как бы то ни было, еще десять лет назад, в самом начале подготовки выставки, было понятно, что она должна подавать наследие Леонардо в отличном от привычных юбилейных показов ракурсе. «У нас не было никаких заранее сформулированных идей, — заявляет Дельевен, — и нас не волновало то, что уже было сказано и сделано до нас. Мы хотели ближе увидеть вещи и, возможно, переставить какие-то акценты». Вначале Франк и Дельевен собирались придерживаться традиционного хронологического подхода, но затем передумали. «Всегда всем казалось очень убедительным то, что говорили эксперты о произведениях Леонардо. Но сейчас мы уже не согласны с ними и не считаем, что его карьера делится на четкие периоды, определяемые географией: Флоренция — Милан — Франция. Например, что, приехав в Милан, он поменял свой стиль».
Леонардо да Винчи. «Эскиз женских рук». Фото: Royal Collection Trust/Her Majesty Queen Elizabeth II 2019
Выставка разделена на четыре темы, посвященные ключевым этапам в творчестве Леонардо. Чтобы подвести под нее четкую хронологическую базу, Франк на протяжении десятилетия исследовал архивные материалы, в результате чего ему удалось отсеять целый ряд вымыслов, сформировавших наши сегодняшние представления о жизни и творческом методе художника. На основе этих исследований куратор подготовил к выставке новый перевод жизнеописания Леонардо, составленного Джорджо Вазари в середине XVI века, с вводной статьей и комментариями.
«Мы прошли долгий путь, ориентируясь на знаточество, которое последние 120 лет носит личный, субъективный характер, — говорит Дельевен. — Оно очень помогло нам при составлении каталога произведений, но сегодня нужно двигаться дальше, нужно способствовать разработке более объективных, научно обоснованных методов атрибуции. Мы пытаемся показать экспертам и широкой публике необходимость еще раз вернуться к тому, что имеем».
Новые данные, полученные к выставке, также основаны на изучении самих произведений Леонардо с привлечением новейших технологий, например инфракрасного анализа пигментов и их химического состава в красочных слоях на каждом этапе работы художника. В экспозицию вошли инфракрасные изображения картин Леонардо, включая те, которых нет на выставке. Узнать больше об исследованиях можно будет в рамках приуроченной к выставке большой образовательной программы. При этом специалисты работали не только с оригиналами, но и с копиями картин Леонардо, чтобы распознать, где его рука, а где его помощников или учеников.
Леонардо да Винчи. «Пучки цветов». Фото: Royal Collection Trust/Her Majesty Queen Elizabeth II 2019
Первый раздел выставки посвящен свету, тени и рельефу у Леонардо. Один из ключевых здесь экспонатов — монументальная скульптурная группа «Неверие святого Фомы» из флорентийского Музея Барджелло, выполненная между 1467 и 1483 годами, когда молодой Леонардо изучал ремесло скульптора в мастерской Верроккьо. Шесть представленных здесь набросков драпировок Леонардо из коллекции Лувра напрямую отсылают к этой скульптуре с ее игрой света на бронзовой поверхности. Скульптуры представлены во всех разделах, в том числе и большие медальоны Леонардо с подробным описанием его техники работы с рельефом.
Второй раздел исследует технику мастера. В конце 1470-х, когда, по убеждению Дельевена, произошли изменения в стиле Леонардо, он перестал придавать анатомии первостепенное значение. Его стали интересовать движение, жизненность, даже если требовалось пожертвовать анатомической точностью. О том, какой свободы он достиг в эскизах и как много времени ему нужно было для создания самой картины, свидетельствуют, например, великолепный набросок «Мадонна с кошкой» из Британского музея и «Мадонна Бенуа» из Эрмитажа. К этому времени кураторы также относят «Святого Иеронима» из Музеев Ватикана, луврскую «Мадонну в скалах» и некоторые из миланских портретов.
Леонардо да Винчи. «Портрет Изабеллы д‘Эсте». Фото: RMN-Grand Palais (musée du Louvre)/Michel Urtado
К концу же этого периода Леонардо начинает искать более глубокую научную базу для своего искусства. Научным изысканиям художника Лувр посвятил третью часть экспозиции, собрав здесь 14 манускриптов из Института Франции, страницы из Атлантического кодекса и Кодекса Арундела из Британской библиотеки. Однако и здесь кураторы стремятся показать, что наука для Леонардо никогда не была самоцелью. По словам Дельевена, подход художника к науке «оригинален и уникален» тем, что «в его голове всегда была живопись, ему нужно было только понять, как все функционирует».
В четвертый раздел, названный «Жизнью», включена копия «Тайной вечери», выполненная в 1506 году Марко д’Оджоно и считающаяся самой близкой к оригиналу. Миф о том, что Леонардо создал так мало произведений из-за того, что постоянно отвлекался на новые замыслы, тоже не выдерживает критики, считают кураторы. На самом деле для него «исполнение всегда было важнее замысла».
Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Марией и младенцем Христом». Фото: Фото: RMN-Grand Palais (musée du Louvre)/Rene-Gabriel Ojeda
Именно благодаря тому, что Леонардо тратил так много времени на совершенствование своих картин, работая над придающим им таинственности сфумато, его произведения настолько загадочны, но и полны жизни. В качестве примера здесь представлены подготовительные рисунки к «Тайной вечере» из Виндзора, «Портрет Изабеллы д’Эсте», инфракрасные снимки «Моны Лизы», связывающие картину с рисунком, «Леда» (выставленная рядом с античной скульптурой, чтобы показать, как глубоко мастер переосмыслил ее образ) и «Иоанн Креститель». В конечном итоге, заключают кураторы, «причина того, что у Леонардо так мало произведений, кроется в методике его работы над ними».
Лувр
Леонардо да Винчи
24 октября – 24 февраля 2020
Леонардо да Винчи. «Голова девушки» (La Scapiliata). Фото: Licensed by Ministero Dei Beni e delle attivita culturali - Complesso monumentale della Pilotta-galleria nationale di Parma
Кто-то может сказать, что Лувр попросту был вынужден выбрать альтернативный подход к выставке по причине немногочисленности картин, уверенно приписываемых кисти Леонардо да Винчи (большинство экспертов в мире сходятся на 15–17), и ожидаемо непростых переговоров с другими музеями о предоставлении их произведений мастера во временное пользование. «Мы знали, что будет непросто», — рассказали The Art Newspaper кураторы выставки Венсан Дельевен (отдел живописи Лувра) и Луи Франк (отдел графики и рисунка). Галерея Уффици отказалась предоставить свои «Крещение Христа» Андреа Верроккьо с участием юного Леонардо, «Благовещение» и незаконченное «Поклонение волхвов» — официально по причине их нетранспортабельности. Французские кураторы отнеслись к отказам коллег с пониманием, во всяком случае на словах. «Ведь и мы, когда к нам обращаются с подобными просьбами, исходим из позиции не одалживать „Мону Лизу“, „Мадонну в скалах“ или „Святую Анну с Марией и младенцем Христом“. Да и „Портрет Изабеллы д’Эсте“ нельзя перевозить, — замечает Дельевен. — Пожалуй, это была самая сложная задача, стоявшая перед нами, но трудности нас не обескуражили». Предоставление Государственным Эрмитажем «Мадонны Бенуа» тоже оставалось под вопросом до последнего момента, равно как и «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи из коллекции венецианской Галереи Академии.
«У нас [в коллекции] пять картин, — рассказывает Дельевен, — в экспозицию вошли четыре из них: „Мадонна в скалах“, „Прекрасная Ферроньера“, „Иоанн Креститель“ и „Святая Анна с Марией и младенцем Христом“, а „Мона Лиза“ осталась в том же зале, где висит за пуленепробиваемым стеклом». Зато каждому посетителю выдадут шлемы с очками, предоставив тем самым редкую возможность при помощи VR-технологий вплотную приблизиться к шедевру и увидеть во всех деталях то, что скрыто за стеклом.
Леонардо да Винчи. «Эскиз драпировок». Фото: RMN-Grand Palais (musée du Louvre)/Michel Urtado
«Тем не менее многие коллеги в конечном итоге проявили большую щедрость. Думаю, что подборка получилась впечатляющей. По иронии судьбы в самый разгар выхода Британии из Европейского союза именно она стала для нас важнейшим внешним источником произведений Леонардо», — продолжает Дельевен. Посетители выставки получат уникальный шанс сравнить крупноформатный картон «Мадонна с Младенцем со святой Анной и маленьким Иоанном Крестителем» из Национальной галереи в Лондоне с луврской «Святой Анной» в сопровождении подробного анализа эволюции образов и особенностей трактовки этой темы у Леонардо.
Кроме того, долгое время ходили упорные слухи об участии в экспозиции «Спасителя мира». Насколько известно The Art Newspaper на момент написания статьи, картину все-таки включили в каталог выставки точно, с подтвержденной атрибуцией Леонардо и датировкой, относящейся к тому же времени, что и «Святая Анна» и утраченная фреска «Битва при Ангиари». Кроме того, кураторы готовы принять картину после открытия выставки и реорганизовать развеску.
Как бы то ни было, еще десять лет назад, в самом начале подготовки выставки, было понятно, что она должна подавать наследие Леонардо в отличном от привычных юбилейных показов ракурсе. «У нас не было никаких заранее сформулированных идей, — заявляет Дельевен, — и нас не волновало то, что уже было сказано и сделано до нас. Мы хотели ближе увидеть вещи и, возможно, переставить какие-то акценты». Вначале Франк и Дельевен собирались придерживаться традиционного хронологического подхода, но затем передумали. «Всегда всем казалось очень убедительным то, что говорили эксперты о произведениях Леонардо. Но сейчас мы уже не согласны с ними и не считаем, что его карьера делится на четкие периоды, определяемые географией: Флоренция — Милан — Франция. Например, что, приехав в Милан, он поменял свой стиль».
Леонардо да Винчи. «Эскиз женских рук». Фото: Royal Collection Trust/Her Majesty Queen Elizabeth II 2019
Выставка разделена на четыре темы, посвященные ключевым этапам в творчестве Леонардо. Чтобы подвести под нее четкую хронологическую базу, Франк на протяжении десятилетия исследовал архивные материалы, в результате чего ему удалось отсеять целый ряд вымыслов, сформировавших наши сегодняшние представления о жизни и творческом методе художника. На основе этих исследований куратор подготовил к выставке новый перевод жизнеописания Леонардо, составленного Джорджо Вазари в середине XVI века, с вводной статьей и комментариями.
«Мы прошли долгий путь, ориентируясь на знаточество, которое последние 120 лет носит личный, субъективный характер, — говорит Дельевен. — Оно очень помогло нам при составлении каталога произведений, но сегодня нужно двигаться дальше, нужно способствовать разработке более объективных, научно обоснованных методов атрибуции. Мы пытаемся показать экспертам и широкой публике необходимость еще раз вернуться к тому, что имеем».
Новые данные, полученные к выставке, также основаны на изучении самих произведений Леонардо с привлечением новейших технологий, например инфракрасного анализа пигментов и их химического состава в красочных слоях на каждом этапе работы художника. В экспозицию вошли инфракрасные изображения картин Леонардо, включая те, которых нет на выставке. Узнать больше об исследованиях можно будет в рамках приуроченной к выставке большой образовательной программы. При этом специалисты работали не только с оригиналами, но и с копиями картин Леонардо, чтобы распознать, где его рука, а где его помощников или учеников.
Леонардо да Винчи. «Пучки цветов». Фото: Royal Collection Trust/Her Majesty Queen Elizabeth II 2019
Первый раздел выставки посвящен свету, тени и рельефу у Леонардо. Один из ключевых здесь экспонатов — монументальная скульптурная группа «Неверие святого Фомы» из флорентийского Музея Барджелло, выполненная между 1467 и 1483 годами, когда молодой Леонардо изучал ремесло скульптора в мастерской Верроккьо. Шесть представленных здесь набросков драпировок Леонардо из коллекции Лувра напрямую отсылают к этой скульптуре с ее игрой света на бронзовой поверхности. Скульптуры представлены во всех разделах, в том числе и большие медальоны Леонардо с подробным описанием его техники работы с рельефом.
Второй раздел исследует технику мастера. В конце 1470-х, когда, по убеждению Дельевена, произошли изменения в стиле Леонардо, он перестал придавать анатомии первостепенное значение. Его стали интересовать движение, жизненность, даже если требовалось пожертвовать анатомической точностью. О том, какой свободы он достиг в эскизах и как много времени ему нужно было для создания самой картины, свидетельствуют, например, великолепный набросок «Мадонна с кошкой» из Британского музея и «Мадонна Бенуа» из Эрмитажа. К этому времени кураторы также относят «Святого Иеронима» из Музеев Ватикана, луврскую «Мадонну в скалах» и некоторые из миланских портретов.
Леонардо да Винчи. «Портрет Изабеллы д‘Эсте». Фото: RMN-Grand Palais (musée du Louvre)/Michel Urtado
К концу же этого периода Леонардо начинает искать более глубокую научную базу для своего искусства. Научным изысканиям художника Лувр посвятил третью часть экспозиции, собрав здесь 14 манускриптов из Института Франции, страницы из Атлантического кодекса и Кодекса Арундела из Британской библиотеки. Однако и здесь кураторы стремятся показать, что наука для Леонардо никогда не была самоцелью. По словам Дельевена, подход художника к науке «оригинален и уникален» тем, что «в его голове всегда была живопись, ему нужно было только понять, как все функционирует».
В четвертый раздел, названный «Жизнью», включена копия «Тайной вечери», выполненная в 1506 году Марко д’Оджоно и считающаяся самой близкой к оригиналу. Миф о том, что Леонардо создал так мало произведений из-за того, что постоянно отвлекался на новые замыслы, тоже не выдерживает критики, считают кураторы. На самом деле для него «исполнение всегда было важнее замысла».
Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Марией и младенцем Христом». Фото: Фото: RMN-Grand Palais (musée du Louvre)/Rene-Gabriel Ojeda
Именно благодаря тому, что Леонардо тратил так много времени на совершенствование своих картин, работая над придающим им таинственности сфумато, его произведения настолько загадочны, но и полны жизни. В качестве примера здесь представлены подготовительные рисунки к «Тайной вечере» из Виндзора, «Портрет Изабеллы д’Эсте», инфракрасные снимки «Моны Лизы», связывающие картину с рисунком, «Леда» (выставленная рядом с античной скульптурой, чтобы показать, как глубоко мастер переосмыслил ее образ) и «Иоанн Креститель». В конечном итоге, заключают кураторы, «причина того, что у Леонардо так мало произведений, кроется в методике его работы над ними».
Лувр
Леонардо да Винчи
24 октября – 24 февраля 2020
http://www.theartnewspaper.ru/posts/7437/
Комментариев нет:
Отправить комментарий