Винсент Лауренс ван дер Винне (1628–1702) - голландский художник и
писатель. Первоначально ван дер Винне занимался ткацким делом, но затем,
ощутив тягу к изобразительному искусству, решил сосредоточиться на
живописи. Особенно популярны натюрморты этого мастера, в которых он
скрыл и свой собственный портрет. Дер Винне был единственным (по
имеющимся историческим данным) учеником Франса Халса, художника Золотого
века Голландии, который фактически нарисовал его портрет в 1660 году.
Живопись Ван дер Винне - это в основном натюрморты vanitas и жанровые
сцены, многие из которых включают портретный бумажный эскиз самого
живописца. Позже его стиль был скопирован Эвертом Коллиером, Питером ван
Эйзеном и Барентом ван Эйзеном.
Vanitas (лат. «Тщеславие») - жанр натюрморта, который процветал в
Нидерландах в начале XVII века. Отправной точкой зарождения жанра был
голландский город Лейден, позже перешедший на всю территорию
Нидерландов, а также в некоторые части Франции и Испании. Живопись
vanitas содержит коллекции предметов, символизирующих неизбежность
смерти, мимолетность и тщеславие земных достижений и удовольствий. Он
призывает зрителя задуматься о смертности и покаяться. Художники Vanitas
посвятили себя тому, чтобы донести до процветающей публики, что вещи
этого мира - удовольствия, деньги, красота, власть - не вечны. Их работы
провозглашают: жизнь - это все, что есть, поэтому не позволяйте ей
пройти, пока не насладитесь всеми ее удовольствиями. Vanitas развился из
простых изображений черепов и других символов смерти и мимолетности,
часто нарисованных на оборотных сторонах портретов во время позднего
Ренессанса.
Натюрморты vanitas содержат определенные стандартные элементы:
- символы искусств и наук (книги, карты и музыкальные инструменты),
- богатство и власть (кошельки, украшения, золотые предметы, оружие).
Оружие и доспехи - символ власти и обозначение того, что вы не можете
взять с собой в могилу.
- земные удовольствия (игральные карты). Кубки, игральные карты или
кости, шахматы - признак неудачной жизненной цели, поиска удовольствий и
греховной жизни.
- символы смерти или мимолетности (черепа, часы, горящие свечи, мыльные пузыри и цветы),
- символы воскресения и вечной жизни (бабочки, гусеницы, колосья или веточки плюща и лавра),
- символы непостоянства (часы или песочные часы, гниющие цветы или
гниющая пища). Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие в
переносном смысле богатства и благополучия.
Картины Ван дер Винне известны именно жанром vanitas.
Символы vanitas
Картина "Vanitas"
Первое, что зритель видит на этой картине - абсолютно произвольное
расположение элементов, беспорядок, хаос. Очень много разных предметов
лежат на столе и все они являются символами vanitas. Большая потрепанная
книга, небесный шар и другие научные инструменты, включая компасы,
очки, указывают на несовершенство и мимолетность человеческого знания.
Лютня и две флейты напоминают зрителю, что музыка доставляет лишь
мимолетное удовольствие. Картина также содержит несколько символов,
которые в целом относятся к смертности, такие как песочные часы, пузыри и
череп. Череп увенчан лавровым венком («Конец венчает дело»).
Над краем стола висит лист бумаги с изображением самого художника.
Добавляя свой собственный портрет к натюрморту Ванитаса, Винсент ван дер
Винне дает своей картине дополнительное послание: все земное и
человеческое преходяще, но искусство вечно, и художник увековечен своим
искусством.
"Ванитас с королевской короной"
Данный натюрморт художника символизирует большие богатства (особенно,
объединение короны и шкатулки, переполненной драгоценными камнями).
Вместе они напоминают нам о том, что богатство и сила бесполезны перед
лицом смерти, которая вызывает вернуться к отрывку из книги Екклесиаста в
Библии (1:2 - "Суета сует", - сказал Екклесиаст. "Суета сует, - все
суета!"). Папские тиары, короны и скипетры в жанре vanitas - признаки
преходящего земного владычества, которое контрастирует с небесным
миропорядком. Все на картине "кричит" о богатстве: мерцающие жемчужины,
черные и красные драгоценные камни и жемчужно-серый мерцание кубка
Наутилуса, украшенного золотыми фигурами. Когда кто-то смотрит на
картину, его соблазняет богатство, которое находится перед ним, но он не
может забыть о черепе, символизирующем смерть и мимолетность жизни, и
все это служит предупреждением о том, что не следует быть обманутым
земным богатством. Перья символизируют надежду, веру и милосердие, а
также свободу (благодаря полету). Перевернутая корона символизирует, что
когда-то главенствующая власть была побеждена смерть. Даже украшенный
драгоценными камнями меч, который когда-то был символом могущества, не
устоял перед смертью.
Винсент Лауренс ван дер Винне. Суета сует. 1685
И в этот натюрморт художник включил автопортрет, заметно отраженный в
сфере, почти в центре композиции. Включение собственного сходства
художника придерживается давней традицией в голландской живописи
вставлять автопортреты в отражающие поверхности (мотив, аналогично
используемый Кларой Петерс, Ян Давидс де Хемом, Ян ван Эйком и др.).
Образ художника, отраженный на поверхности такого деликатного носителя,
как стекло, символизирует хрупкость человечества. Сфера напоминает
изображение мыльного пузыря, самого распространенного мотива в
натюрморте, который снова напоминает о мимолетной преходящей природе
жизни.
Таким образом, картины vanitas выполняли две социально значимые функции.
В первую очередь это был статус - картины с элементами богатства,
власти не каждый мог себе позволить или увидеть в своей повседневной
жизни. Они являлись подтверждением солидного положения владельца. Еще
одна функция состояла в том, чтобы навязать обществу жесткое моральное
поведение. Таким образом, предполагалось, что эти роскошные картины
служат высшей цели - напомнить людям о хрупкости бытия.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210919/44198/
Комментариев нет:
Отправить комментарий