Стиль — это не только чутьё в подборе гардероба. Стиль отражает этапы
развития истории в искусстве. Проще — это сумма изобразительных приёмов
определённого времени и направления.
Стили сменяли друг друга — иногда благодаря сильным мира сего (Людовик XV, Наполеон Бонапарт, королева Виктория, Людвиг Баварский), а порой просто по причине спада интереса у публики. Стили, отдалённые от нас столетиями, принято считать «историческими» (готика, ренессанс, барокко, классицизм, романтизм). А отстоящие от нас лет на 70 и ближе, пожалуй, можно считать «актуальными» стилями (кубизм, примитивизм, стимпанк и тому подобное).
Описывая признаки стиля, используют следующие понятия: композиция, линия, цветовая гамма, материалы; в исторических стилях — орнамент и его элементы. Кстати про исторические стили: «иногда они возвращаются» в виде неостилей — порой с большим успехом (технологии ведь совершенствуются). Яркий пример – та же готика. Кстати, свои названия стили получали очень и очень «задним числом», зачастую в разных странах различные.
Например, на западе (в Англии и странах, бывших под влиянием Соединённого Королевства) принята такая классификация ювелирных стилей:
Georgian (1714-1837)
георгианский стиль», эпоха правления королей Георга 1, 2, 3 и 4
Victorian (1837-1901)
«викторианский стиль« — эпоха правления королевы Виктории (1837-1890)
the Romantic Period (1837-1861) - «романтический» период
the Grand Period (1861-1880) - «гранд»
the Aesthetic Period (1880-1901) - «эстетический»
Arts & Crafts (1860-1910)
движение «искусств и ремёсел» внутри викторианской эпохи, выработка предметов
декоративно-прикладного искусства, идеализация работы самобытных ремесленников
средневековья, некий аналог русского художественного содружества Абрамцево
Art Nouveau (1890-1915)
Edwardian (1901-1915)
«эдвардианский стиль» - правления короля Эдуарда VII (1901-1910)
Art Deco (1920-1935)
Retro (1935-1950) - ретро
Mid-Century (1950-1970) - середина века
Modern (1970-1995) - модерн
Contemporary (1990-Present) - современный
Итак, с надеждой оглядываясь на историческое кино («Елизавета: Золотой век», «Пираты карибского моря», «Гардемарины» и подобные), попробуем начать с основных исторических стилей — барокко, рококо, классицизм и ампир.
По западной классификации все эти стили практически укладываются в господствующую в те времена Георгианскую эпоху.
Стиль барокко и его ювелирное наследие
Живописный и величественный стиль барокко/англ. Baroque — «причудливый», «неправильный» в переводе с португальского — возник в 16 веке в Италии. «Киногиды» по стилю — «Фаринелли», «Девушка с жемчужной серёжкой». Визитная карточка этого стиля – забавные украшения с неправильной формы «барочной» морской жемчужиной.
Применительно к ювелирному искусству этой эпохи принято выделять Раннее барокко (1600-1660), Позднее барокко (1660-1725), и Рококо (1725-1775). Мы в данной статье рассматриваем рококо как самостоятельный стиль.
Причины появления и корни этого стиля, пожалуй, следующие: папство решило ударить дубиной искусства (в монументальном и пышном барочном исполнении) по испанцам и французам, диктовавшим тогда условия политики итальянцам. Знать Италии компенсировала утрату власти демонстрацией трубящей роскоши (недопустимой в рамках предыдущего стиля — ренессанса). Барокко — это буйство оптимизма, подчинённое симметрии.
Чертам барокко присущи:
ясная конструктивность
(когда масса выпуклых мелких элементов компонуется в ясно читаемый симметричный силуэт)
ритмичная композиция
(соподчинение элементов друг другу и всему замыслу художника)
чёткие выпуклые рельефы
«плотный»растительный орнамент, яркость цвета
Украшения в стиле барокко
В ювелирных изделиях эпохи барокко самыми типичными были такие элементы как золото (реже – серебро), разноцветные эмали и яркие драгоценные камни или крупные жемчужины. Жемчужины были в моде морские, необычной, в том числе, вытянутой формы. Позднее за таким типом жемчуга закрепилось название «барочный жемчуг».
Представители знати носили длинные многорядные нити жемчуга, многодельные серьги «жирандоль»/англ. Girandole или Chandelier – (люстры earrings) с тремя жемчужными подвесками.
Крупными или же небольшими брошами украшали декольте корсажа, талию. Жемчуг и камни нашивали на платье вместе с лентами.
Ажурные броши-склаважи крепили к шейной ленте или на глубоком декольте. Характерны были крупные броши-букеты или переплетённые ветви. Брошь-бант с подвеской назовут «брошь де Севинье» (см выше)
Одежду и обувь украшали драгоценные пряжки
Украшали одежду и камеи
Стиль рококо – французская утончённость
На слух рококо/англ. Rococo похоже на барокко, но на вид имеет внятные отличия. Родина рококо (или рокайля) — Франция начала 18 века (фильм «Прощай, моя королева» о Марии-Антуанетте (2012) — киногид по этому стилю).
Корни этого стиля — чисто французские: тоска по интиму. В отличие от итальянцев, французы не нуждались в иллюзии могущества; рокайль (в переводе «раковина») — камерный стиль.
Сохранив живописность барокко, рокайль отошёл от цветовой яркости, масштабности, симметричности. Линии стали плавными
Украшения времён рококо
Черты рококо — асимметрия, плавность, пастельные тона, утончённость и камерность. По сравнению с ювелирным искусством времён барокко в эпоху рококо украшения становятся более «фривольными» и воздушными. Создаётся ощущение, будто мотивы украшений просто не умещаются в заданную форму и стремятся оттуда вырваться.
Ювелиры переходят к «бриллиантовой» огранке алмазов (автором её считают венецианца Винченцо Перуцци). Бриллиант первенствует. Теперь в моде оправлять его не в золото, а в серебро, пользуясь способом закрепки «паве»/pave (когда изделие усыпано бриллиантами точно бублик маком). В моду входят парюры (комплекты украшений, сходных по материалу, работе, рисунку). Популярны серьги «бриолез»brioles — с подвижно закреплёнными длинными подвесками - «каплями» и «звёздами». Создают драгоценные «букеты», — XVIII столетие называют «веком цветка и алмаза».
Причёски дам весьма замысловаты. В моде подвижные ажурные шпильки - «цитернадель»/от нем. zittern — дрожать и nadel — булавка. Асимметричные эгреты/aigrettes (головное украшение с пером, от латинского — Egretta, род белых цапель, изящные перья, а иногда и яркие бабочки. Появились «портбукеты» (ювелирные «вазы» для букетов из живых цветов). Не отставали и мужчины, украшая бриллиантами различные ордена, пряжки одежды и обуви, рукоятки шпаг, множество брелков.
Но витиеватый рокайль уже имел в себе зёрна грядущего классицизма. Например — медальоны с эмалевыми миниатюрами; круглые или овальные, сдержанного декора.
Стиль классицизм: лёгкость и игривость заменяется отсылкой к античности
Классицизм/англ. Classicism — Neoclassicism пришёл во второй половине 18 века как спокойная уравновешенность форм, гармоничность пропорций, сдержанность и упорядоченность декора, словом, никакого буйства, даже симметричного. Киногид по стилю — «Гордость и предубеждение» 1995. Применительно к ювелирному искусству эпохой классицизма считается период примерно с 1760 по 1830.
Причины появления этого стиля — усталость от придворной роскоши и мотовства, количественный рост представителей класса буржуазии, а также вполне конкретный импульс — раскопки в 1750-1760 Геркуланума и Помпеи, погубленных Везувием.
Черты классицизма в декоре — это греческий меандр, листья аканта и лавра или дуба, геометрически выверенные розетки и пальметты, медальоны и другие античные мотивы.
Классицизм в украшениях своего времени
В эпоху расцвета классицизма с женщин схлынуло обилие драгоценностей, но иные виды украшений весьма ценились. Скажем, круглые и овальные броши — ими закалывали модные кашемировые шали, носимые поверх тончайших одежд. В золотые оправы брошей вставляли античные камеи или эмалевые портретные миниатюры (в окружении мелких бриллиантов или жемчужин). Очень большую роль в украшениях того времени сыграла наполеоновская война — после неё появился отдельный вид «траурных» украшений, например медальоны с вплетёнными волосами умерших родственников, либо эмалевые медальоны и кольца с мотивами скорби и памяти.
Большой ажиотаж вызывали старинные геммы (драгоценные камни с углублённой или выпуклой резьбой) из археологических раскопок того времени. Находки вставляли в броши, в кольца, серьги, пряжки, пояса и даже в ожерелья и диадемы. Кольца носили помногу, а на светских раутах порою на всех пальцах рук. Нагие руки украшали множеством золотых обручей, часто с меандром.
Голову украшали золотыми обручами, часто с гравированным меандром. В особых случаях надевали роскошные диадемы с бриллиантами и жемчугом. Диадема (в то время — доминанта парюры) задавала тон декору всех украшений комплекта. В начале XIX века в Европе и России, возродилась техника ажурной филиграни. Из скани составляли ожерелья, плели сетки для волос, собирали на филигрань детали браслетов и колье. Популярны были золотые и серебряные сканые серьги с грушевидной подвеской.
Стиль ампир – «имперский» классицизм
Ампир называют завершающей фазой классицизма (первое десятилетие 19 века). Название происходит от французского empire — империя; это стиль империи Наполеона Бонапарта ( в этом факте смутно угадывается причина появления этого стиля). Стиль ампир — это практически калька с декоративных элементов Римской Империи. Если рокайль уходил от помпезности барокко, то ампир пренебрегал сдержанностью классицизма.
Черты ампира — рельефные детали в виде чётко прорисованных пальметт, львиных масок, грифонов, сфинксов, египетских мотивов или разнообразных эмблем военной тематики (спирали, щиты, дуги, орлы). Из флористики — гирлянды, лавровые и дубовые листья, колосья и снопы. Стиль уверенного величия в рамках художественной гармонии. Не случайно ампир многократно и почти повсеместно подхватывался самыми разными правителями.
Ювелирные изделия в эпоху ампира
Как всегда, ювелирные изделия — очень наглядный знак величия. Ныне основные владельцы драгоценностей в стиле ампир - царствующие фамилии. Коронационный обруч Наполеона имел вид античного венца. Придворный ювелир Наполеона Этьен Нито (основатель известной и теперь фирмы «Шоме») — автор парюр для императрицы Марии-Луизы. Эти парюры поражали роскошью и совершенством.
Во времена расцвета ампира очень ценились диадемы, как драгоценные так и более скромные — в виде золотых лавровых венков либо венков из колосьев или дубовых листьев. По-прежнему большое значение имели камеи (не только античные, но и более позднего времени).
Волосы, уши, шея, руки, пальцы светской дамы и — всё,что было можно, украшалось драгоценностями. Ожерелья и браслеты, драгоценные кольца, тяжелые серьги с подвесками. В волосах — эгреты в виде двух симметричных перьев, скреплённых дорогим камнем, или гребень, убранный камнями либо камеями. Грудь подчёркивал драгоценный пояс, модные шали скрепляли брошью.
Ампир ушёл вместе с империей Наполеона, уступив место романтизму
juvelirum
Стили сменяли друг друга — иногда благодаря сильным мира сего (Людовик XV, Наполеон Бонапарт, королева Виктория, Людвиг Баварский), а порой просто по причине спада интереса у публики. Стили, отдалённые от нас столетиями, принято считать «историческими» (готика, ренессанс, барокко, классицизм, романтизм). А отстоящие от нас лет на 70 и ближе, пожалуй, можно считать «актуальными» стилями (кубизм, примитивизм, стимпанк и тому подобное).
Описывая признаки стиля, используют следующие понятия: композиция, линия, цветовая гамма, материалы; в исторических стилях — орнамент и его элементы. Кстати про исторические стили: «иногда они возвращаются» в виде неостилей — порой с большим успехом (технологии ведь совершенствуются). Яркий пример – та же готика. Кстати, свои названия стили получали очень и очень «задним числом», зачастую в разных странах различные.
Например, на западе (в Англии и странах, бывших под влиянием Соединённого Королевства) принята такая классификация ювелирных стилей:
Georgian (1714-1837)
георгианский стиль», эпоха правления королей Георга 1, 2, 3 и 4
Victorian (1837-1901)
«викторианский стиль« — эпоха правления королевы Виктории (1837-1890)
the Romantic Period (1837-1861) - «романтический» период
the Grand Period (1861-1880) - «гранд»
the Aesthetic Period (1880-1901) - «эстетический»
Arts & Crafts (1860-1910)
движение «искусств и ремёсел» внутри викторианской эпохи, выработка предметов
декоративно-прикладного искусства, идеализация работы самобытных ремесленников
средневековья, некий аналог русского художественного содружества Абрамцево
Art Nouveau (1890-1915)
Edwardian (1901-1915)
«эдвардианский стиль» - правления короля Эдуарда VII (1901-1910)
Art Deco (1920-1935)
Retro (1935-1950) - ретро
Mid-Century (1950-1970) - середина века
Modern (1970-1995) - модерн
Contemporary (1990-Present) - современный
Итак, с надеждой оглядываясь на историческое кино («Елизавета: Золотой век», «Пираты карибского моря», «Гардемарины» и подобные), попробуем начать с основных исторических стилей — барокко, рококо, классицизм и ампир.
По западной классификации все эти стили практически укладываются в господствующую в те времена Георгианскую эпоху.
Стиль барокко и его ювелирное наследие
Живописный и величественный стиль барокко/англ. Baroque — «причудливый», «неправильный» в переводе с португальского — возник в 16 веке в Италии. «Киногиды» по стилю — «Фаринелли», «Девушка с жемчужной серёжкой». Визитная карточка этого стиля – забавные украшения с неправильной формы «барочной» морской жемчужиной.
Применительно к ювелирному искусству этой эпохи принято выделять Раннее барокко (1600-1660), Позднее барокко (1660-1725), и Рококо (1725-1775). Мы в данной статье рассматриваем рококо как самостоятельный стиль.
Причины появления и корни этого стиля, пожалуй, следующие: папство решило ударить дубиной искусства (в монументальном и пышном барочном исполнении) по испанцам и французам, диктовавшим тогда условия политики итальянцам. Знать Италии компенсировала утрату власти демонстрацией трубящей роскоши (недопустимой в рамках предыдущего стиля — ренессанса). Барокко — это буйство оптимизма, подчинённое симметрии.
Чертам барокко присущи:
ясная конструктивность
(когда масса выпуклых мелких элементов компонуется в ясно читаемый симметричный силуэт)
ритмичная композиция
(соподчинение элементов друг другу и всему замыслу художника)
чёткие выпуклые рельефы
«плотный»растительный орнамент, яркость цвета
Украшения в стиле барокко
В ювелирных изделиях эпохи барокко самыми типичными были такие элементы как золото (реже – серебро), разноцветные эмали и яркие драгоценные камни или крупные жемчужины. Жемчужины были в моде морские, необычной, в том числе, вытянутой формы. Позднее за таким типом жемчуга закрепилось название «барочный жемчуг».
Представители знати носили длинные многорядные нити жемчуга, многодельные серьги «жирандоль»/англ. Girandole или Chandelier – (люстры earrings) с тремя жемчужными подвесками.
Крупными или же небольшими брошами украшали декольте корсажа, талию. Жемчуг и камни нашивали на платье вместе с лентами.
Ажурные броши-склаважи крепили к шейной ленте или на глубоком декольте. Характерны были крупные броши-букеты или переплетённые ветви. Брошь-бант с подвеской назовут «брошь де Севинье» (см выше)
Одежду и обувь украшали драгоценные пряжки
Украшали одежду и камеи
Стиль рококо – французская утончённость
На слух рококо/англ. Rococo похоже на барокко, но на вид имеет внятные отличия. Родина рококо (или рокайля) — Франция начала 18 века (фильм «Прощай, моя королева» о Марии-Антуанетте (2012) — киногид по этому стилю).
Корни этого стиля — чисто французские: тоска по интиму. В отличие от итальянцев, французы не нуждались в иллюзии могущества; рокайль (в переводе «раковина») — камерный стиль.
Сохранив живописность барокко, рокайль отошёл от цветовой яркости, масштабности, симметричности. Линии стали плавными
Украшения времён рококо
Черты рококо — асимметрия, плавность, пастельные тона, утончённость и камерность. По сравнению с ювелирным искусством времён барокко в эпоху рококо украшения становятся более «фривольными» и воздушными. Создаётся ощущение, будто мотивы украшений просто не умещаются в заданную форму и стремятся оттуда вырваться.
Ювелиры переходят к «бриллиантовой» огранке алмазов (автором её считают венецианца Винченцо Перуцци). Бриллиант первенствует. Теперь в моде оправлять его не в золото, а в серебро, пользуясь способом закрепки «паве»/pave (когда изделие усыпано бриллиантами точно бублик маком). В моду входят парюры (комплекты украшений, сходных по материалу, работе, рисунку). Популярны серьги «бриолез»brioles — с подвижно закреплёнными длинными подвесками - «каплями» и «звёздами». Создают драгоценные «букеты», — XVIII столетие называют «веком цветка и алмаза».
Причёски дам весьма замысловаты. В моде подвижные ажурные шпильки - «цитернадель»/от нем. zittern — дрожать и nadel — булавка. Асимметричные эгреты/aigrettes (головное украшение с пером, от латинского — Egretta, род белых цапель, изящные перья, а иногда и яркие бабочки. Появились «портбукеты» (ювелирные «вазы» для букетов из живых цветов). Не отставали и мужчины, украшая бриллиантами различные ордена, пряжки одежды и обуви, рукоятки шпаг, множество брелков.
Но витиеватый рокайль уже имел в себе зёрна грядущего классицизма. Например — медальоны с эмалевыми миниатюрами; круглые или овальные, сдержанного декора.
Стиль классицизм: лёгкость и игривость заменяется отсылкой к античности
Классицизм/англ. Classicism — Neoclassicism пришёл во второй половине 18 века как спокойная уравновешенность форм, гармоничность пропорций, сдержанность и упорядоченность декора, словом, никакого буйства, даже симметричного. Киногид по стилю — «Гордость и предубеждение» 1995. Применительно к ювелирному искусству эпохой классицизма считается период примерно с 1760 по 1830.
Причины появления этого стиля — усталость от придворной роскоши и мотовства, количественный рост представителей класса буржуазии, а также вполне конкретный импульс — раскопки в 1750-1760 Геркуланума и Помпеи, погубленных Везувием.
Черты классицизма в декоре — это греческий меандр, листья аканта и лавра или дуба, геометрически выверенные розетки и пальметты, медальоны и другие античные мотивы.
Классицизм в украшениях своего времени
В эпоху расцвета классицизма с женщин схлынуло обилие драгоценностей, но иные виды украшений весьма ценились. Скажем, круглые и овальные броши — ими закалывали модные кашемировые шали, носимые поверх тончайших одежд. В золотые оправы брошей вставляли античные камеи или эмалевые портретные миниатюры (в окружении мелких бриллиантов или жемчужин). Очень большую роль в украшениях того времени сыграла наполеоновская война — после неё появился отдельный вид «траурных» украшений, например медальоны с вплетёнными волосами умерших родственников, либо эмалевые медальоны и кольца с мотивами скорби и памяти.
Большой ажиотаж вызывали старинные геммы (драгоценные камни с углублённой или выпуклой резьбой) из археологических раскопок того времени. Находки вставляли в броши, в кольца, серьги, пряжки, пояса и даже в ожерелья и диадемы. Кольца носили помногу, а на светских раутах порою на всех пальцах рук. Нагие руки украшали множеством золотых обручей, часто с меандром.
Голову украшали золотыми обручами, часто с гравированным меандром. В особых случаях надевали роскошные диадемы с бриллиантами и жемчугом. Диадема (в то время — доминанта парюры) задавала тон декору всех украшений комплекта. В начале XIX века в Европе и России, возродилась техника ажурной филиграни. Из скани составляли ожерелья, плели сетки для волос, собирали на филигрань детали браслетов и колье. Популярны были золотые и серебряные сканые серьги с грушевидной подвеской.
Стиль ампир – «имперский» классицизм
Ампир называют завершающей фазой классицизма (первое десятилетие 19 века). Название происходит от французского empire — империя; это стиль империи Наполеона Бонапарта ( в этом факте смутно угадывается причина появления этого стиля). Стиль ампир — это практически калька с декоративных элементов Римской Империи. Если рокайль уходил от помпезности барокко, то ампир пренебрегал сдержанностью классицизма.
Черты ампира — рельефные детали в виде чётко прорисованных пальметт, львиных масок, грифонов, сфинксов, египетских мотивов или разнообразных эмблем военной тематики (спирали, щиты, дуги, орлы). Из флористики — гирлянды, лавровые и дубовые листья, колосья и снопы. Стиль уверенного величия в рамках художественной гармонии. Не случайно ампир многократно и почти повсеместно подхватывался самыми разными правителями.
Ювелирные изделия в эпоху ампира
Как всегда, ювелирные изделия — очень наглядный знак величия. Ныне основные владельцы драгоценностей в стиле ампир - царствующие фамилии. Коронационный обруч Наполеона имел вид античного венца. Придворный ювелир Наполеона Этьен Нито (основатель известной и теперь фирмы «Шоме») — автор парюр для императрицы Марии-Луизы. Эти парюры поражали роскошью и совершенством.
Во времена расцвета ампира очень ценились диадемы, как драгоценные так и более скромные — в виде золотых лавровых венков либо венков из колосьев или дубовых листьев. По-прежнему большое значение имели камеи (не только античные, но и более позднего времени).
Волосы, уши, шея, руки, пальцы светской дамы и — всё,что было можно, украшалось драгоценностями. Ожерелья и браслеты, драгоценные кольца, тяжелые серьги с подвесками. В волосах — эгреты в виде двух симметричных перьев, скреплённых дорогим камнем, или гребень, убранный камнями либо камеями. Грудь подчёркивал драгоценный пояс, модные шали скрепляли брошью.
Ампир ушёл вместе с империей Наполеона, уступив место романтизму
juvelirum
Комментариев нет:
Отправить комментарий