Каспар Нетшер - голландский художник немецкого происхождения, выдающийся портретист, а также мастер изображения бытовых сцен голландской элиты. Он также разработал технику, которая позволяла ему имитировать широкий спектр текстур: будь то лен, сатин или грубые волокна восточного ковра. Каспар Нетшер является частью триады выдающихся голландских мастеров Золотого Века вместе с Рембрантом и Вермеером.
Из жизни художника
Нетшер был сыном скульптора Иоганна Нетшера. Еще ребенком его отправили в Амстердам для обучения у Хендрика Костера, малоизвестного художника натюрмортов и портретов. В 1664 году Нетшер переехал в Девентер, чтобы завершить свое обучение в мастерской Жерара Терборха. Сделав это, он отправился в Италию в 1658 году, затем в Бордо, где Нетшер женился на Маргарет Годин и прожил там несколько лет. В 1662 году в Гааге Нетшер стал членом общества художников. На этом раннем этапе он писал небольшие жанровые композиции, предпочитая темные цвета и темы повседневной жизни, на которые явно повлиял Терборх.
Нетшер постепенно приобрел свой собственный стиль и в середине 1660-х начал рисовать более сложные сцены с роскошными интерьерами и богато одетыми героями. Его работы демонстрируют особый интерес к изображению шелка и парчи. С 1667 года Нетшер все больше внимания уделял портретной живописи, в итоге став очень известным портретистом. Его модели - изящные, аристократические и очаровательные.Среди его моделей была Амалия фон Солмс, вдова принца Фридриха Генри.
В этот период он также создал исторические картины, но сохранил использование малого формата в обоих жанрах. Нетшер скончался в Гааге в 1684 году. Его сыновья Феодор, Константин и Антони продолжили дело своего отца в качестве портретистов.
Каспар Нетшер
Сюжет картины «Дама с попугаем у окна»
«Дама с попугаем у окна» - одна из лучших картин Нетшера и одна из бесспорных икон голландской жанровой живописи Золотого века. На ней изображена элегантная девушка в роскошном золотом платье, кокетливо смотрящая на зрителя. Одновременно девушка кормит африканского серого попугая, сидящего на ее правой руке. Из мрака комнаты на нее внимательно смотрит паж, держащий серебряный поднос. Роскошный восточный ковер, проливающийся над нижним выступом, усиливает иллюзию, словно намеренно скрывая часть римских цифр, высеченных в камне.
Мастерское написание картины и утонченная техника проявляются во всех деталях картины: стальная птичья клетка, мерцающее платье женщины, которое Нетшер моделировал более мягкими и плавными мазками, бронзовая завеса, восточные узоры дорогого ковра. Кисть Нетшера изящна, его текстуры ослепительны, а цвета на картине обезоруживающе сияют. Чего только стоит блеск жемчужин на шее модели!
"Дама с попугаем у окна"
Композиция
Арочное окно создает иллюзию «замочной скважины», популярного приема в творчестве Яна Вермеера, когда зритель словно случайно становится соучастником сцены и вторгается в пространство картины. Растилающийся ковер сокращает препятствие и приглашает зрителя насладиться этой милой сценой. Этот композиционный прием делает молодую женщину еще более очаровательной и притягательной.
"Дама с попугаем у окна
Символика попугая
Этот экзотический питомец приобретен голландскими торговцами в Западной Африке. Символика попугая тесно связана с его особенностями - попугаи могут копировать и воссоздавать услышанное без каких - либо изменений (без фильтров). Поэтому в искусстве они являются атрибутом «говорящих правду». Попугай выступает как истинное представление о человеческом «Я».
В голландской живописи эта птица наиболее часто приметна и известна, чем где-либо. Включение попугаев в натюрморты очень интересно, потому что оно связывает попугаев с материальным миром, богатством и торговлей. Как экзотическое существо из неевропейских стран, попугаи были высоко оценены в колониальный период. И ценились не только живые птицы: в эту эпоху ценились даже перья попугаев.
В портретном жанре попугай часто выдает себя за людей или заменяет их, играет роль возлюбленного женщины или насмехается над глупостями человеческого поведения. Это зеркало человеческой сущности.
Попугай может функционировать и как символ Девы Марии. Сегодня символическая ассоциация может показаться натянутой, но считалось, что попугай похож на Марию. И попугай, и Дева были связаны с типично невероятными ситуациями: если попугая можно научить говорить, то девственница может забеременеть и родить. Использование попугаев в искусстве значительно изменило их символическую связь с Марией (подчеркивая чудесную природу девственного рождения). Уже в древности попугай считался чудом природы из-за его сверхъестественной способности подражать и воспроизводить человеческую речь: Дева зачала вследствие приветствия ангела и послания, точно так же необъяснимым образом попугай воспроизводит услышанную речь. Кроме того, эмблемы Марии иногда изображают попугая, сидящего на самой высокой и тонкой ветке дерева и находящегося вне досягаемости змеи: снова символ освобождения Марии от первородного греха.
В рассматриваемой картине попугай создает дополнительный тон скромно кокетливому взгляду девушки и ее очаровательной улыбке. Центральная роль попугая в сцене, где героини кормят или держат попугаев, намекает на любовные элементы. Более того птица, освобожденная из клетки и заманиваемая сладким - часто была символом утраченной невинности.
Таким образом, «Дама с попугаем у окна» - это исключительная картина, которая отображает весь спектр техники голландского мастера, его талант портретиста и его способность изображать социальную элиту Голландии XVII века.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/040919/44024/
Комментариев нет:
Отправить комментарий