Современные технические средства действительно творят чудеса. Так, например, сегодня мы можем заглянуть под слои краски известных полотен, чтобы увидеть скрытые там изображения. Благодаря рентгеновским исследованиям удалось разгадать много тайн знаменитых картин. Некоторые писались на старых полотнах из экономии, а некоторые переписывались по многу раз в процессе творческих поисков. Отдельные полотна же были изменены позднее, и только благодаря ученым сегодня удается вернуть картинам их первоначальный вид.
«Дама с единорогом» Рафаэля Санти
Эта
картина интересна тем, что много лет она существовала совершенно под
другим названием и несла в себе явно иной смысл. До 1930-х годов она
называлась «Святая Екатерина» и вместо единорога дама держала в руках
символы мученичества – колесо и пальмовую ветвь мира. На ее плечи была
наброшена скромная накидка. При реставрации, проведенной учеными в
начале XX века, было доказано, что все эти элементы были написаны
гораздо позднее другим художником. Скорее всего, трансформация из
мифической девы в святую произошла в конце XVII века, но кто это сделал и
зачем – неизвестно. Более поздний слой убрали, вернув даме единорога и
прежний наряд.
Варианты
картины «Дама с единорогом»: до реставрации 1930 года, современный
вариант и слой с собачкой, сфотографированный в рентгеновских лучах
Однако
на этом сюрпризы картины не закончились. В 1959 к ней впервые в истории
применили рентгеновское исследование и сразу обнаружили новую сенсацию.
Оказалось, что Рафаэль вообще рисовал женщину без атрибутов и животных,
она, кстати, была гораздо старше, а питомца к ней на руки посадили
позднее, скорее всего эту дорисовку сделал один из учеников мастера. Он
же добавил на картину колонны, парапет и сами руки. В этом варианте дама
держала собачку – символ супружеской верности. Еще через несколько
десятилетий песика почему-то превратили в единорога. Возвращать собачку
ученые не стали, так как этот живописный слой очень плохо сохранился.
«Анжелюс» Жана-Франсуа Милле
Жан-Франсуа Милле, «Анжелюс», 1857-1859 гг.
Шедевр
французского художника поражает простотой и благочестием. На ней
изображены крестьянин и его жена, которые, склонив головы, слушают
церковный колокол на закате. В конце XIX века эта картина была так
популярна, что ее репродукция висела почти в каждом доме. Увидел ее и
молодой Сальвадор Дали – картина украшала один из классов школы, в
которой он учился. Полотно много лет не давало художнику покоя. Он
пытался разгадать тайну ее очарования и пытался делать копии в своем
стиле. Однако Дали всегда казалось, что в ней витает невероятная печаль.
Будучи уже знаменитым художником, он обратился к администрации Лувра с
просьбой сделать и прислать ему рентгенограммы полотна. Когда это
исследование провели, то оказалось, что Дали был прав. Первоначально на
картине присутствовало тельце мертвого младенца, и таким образом молитва
за урожай изначально задумывалась как похороны. Вероятно, художник
изменил первоначальный мрачный замысел картины, испугавшись негативного
отношения и сложности с продажей. Дали высказался по этому поводу: «Я
всегда чуял смерть в этой картине».
«Вид песков Схевенингена» Хендрика ван Антониссена
Хендрик ван Антониссен, «Вид песков Схевенингена», 1641 год (современный и первоначальный варианты)
На
пейзаже голландского художника люди прогуливаются вдоль моря. После
реставрации, проведенной специалистами, в море обнаружили небольшой
странный предмет, похожий на треугольный парус. Рентгеновское
исследование показало, что изначально на картине был изображен кит,
выбросившийся на берег. Так смысл прогулки всех, собравшихся в плохую
погоду на песчаном пляже, становится более понятен. Закрашен кит был,
вероятно, в XVIII или XIX веке, чтобы не вызывать возмущение публики
из-за мертвого животного.
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи
Несколько
лет назад французский ученый Паскаль Котте заявил, что ему удалось
найти еще один портрет под самой известной картиной Леонардо Да Винчи.
Этот материал вызвал споры у исследователей, однако его опубликовали
многие каналы, в том числе и BBC. Котте исследовал портрет около десяти
лет, применяя разработанную им технологию усиления слоев изображения
(Layer Amplification Method). Лицо дамы, скрытой под верхним слоем
краски, более вытянуто и на нем нет знаменитой и загадочной улыбки.
Возможно, что полученное изображение – это просто результат авторских
этапов работы над картиной.
Леонардо да Винчи, «Мона Лиза» и результат реконструкции нижних слоев краски, проведенный методом Layer Amplification Method
«Девушка, читающая письмо у открытого окна» Яна Вермеера
Ян Вермеер, «Девушка с письмом у окна» - общеизвестный вариант и картина в процессе реставрации
В
2017 году во время серьезной реставрации картины голландского художника
под слоем краски на пустой стене за девушкой был неожиданно обнаружен
Купидон. Оказывается, по авторскому замыслу, полотно должно быть гораздо
более эмоционально насыщенным – картина с богом любви на заднем плане
явно добавит в него символизма. Вероятно, голый Амурчик на стене был
закрашен гораздо позднее из этических соображений, поэтому сейчас идет
долгий процесс восстановления первоначального варианта. Пока очищено
около половины скрытого изображения.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/190719/43695/
Комментариев нет:
Отправить комментарий