Взлёты и падения самого экспрессивного русского художника Серебряного века




Осенью этого года будет отмечаться 150-летний юбилей со дня рождения известного русского художника Серебряного века Филиппа Андреевича Малявина, человека прошедшего жизненный и творческий путь с невероятными поворотами судьбы. И, наверное, в истории русского искусства нет другого такого мастера, творившего на изломе двух прошлых столетий, который бы прожил такую бурную и насыщенную жизнь, под стать своим творениям - ярким, экспрессивным, супердинамичным.




Автопортрет Филиппа Андреевича Малявина.

Живопись Филиппа Малявина даже специалисты до сих пор не могут отнести в полной мере ни к одному направлению искусства, когда-либо существовавшему. Он сумел соединить традиционные приёмы импрессионизма с манерой модерна, сохранив при этом реалистический стиль письма. Такой потрясающий художественный микс привел к рождению нового неповторимого стиля - "малявинского". Но многие искусствоведы считают, что творческое метание между стилями на пути к собственной манере в какой-то мере роднят "малявинские" холсты с произведениями Густава Климта.




Верка. Автор: Ф.Малявин.

Так, «Крестьянский» цикл полотен Малявина, написанных в манере неудержимой эмоциональной экспрессии и переполненных буйством ярких красок, силы и динамики по праву вошел в золотой фонд российской живописи Серебряного века. Невзирая на то, что картины живописца неоднократно подвергались жесткой критике, а художественная манера разносилась в пух и прах за поверхностность, размашистость, «оргию красок» и отсутствие подлинной живописности культуры.




Две девки. (1910 год). Автор: Ф.Малявин.


Страницы удивительной биографии
«Неисповедимы пути Господни!»,- только так можно выразиться, ознакомившись с жизнеописанием и характеристикой творчества живописца...




Атопортрет художника.

Филипп Андреевич был рожден в обнищавшей многодетной крестьянской семье Молявиных в 1869 году селе Казанка Самарской губернии Да-да, именно - Молявиных. Это гораздо позже Филипп Андреевич намеренно изменит букву "о" на букву "а" для благозвучности фамилии. И просто остается удивляться тому, как в условиях реалий жизни русской глубинки у мальчишки, росшего в нищей многодетной семье, имевшего чурки вместо игрушек, и получившего несколько уроков грамоты от отставного фельдфебеля, могла возникнуть неуемная страсть к рисованию? ...Без провидения Божьего тут не обошлось. Позже сам художник рассказывал, что, сколько он себя помнит, все время что-нибудь лепил из глины, вырезал различные фигурки из дерева, а особенной страстью было рисование угольками на печке или стенах. Правда, это увлечение сына не разделяла его мать, которой приходилось постоянно забеливать «художества» непослушного сорванца.




Графические автопортреты Филиппа Малявина.

Шли годы, а рисование все больше и больше привлекало Филиппа. Пока однажды странствующий монах, знакомый семьи Молявиных, увидев работы подростка, предложил отправиться с ним в Грецию на Афон в монастырь святого Пантелеймона учиться иконописи. И нужно сказать, что к церкви тянулась и душа будущего художника: «Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда смотрел на ее купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники… Мне казалось, за этим звоном далеко-далеко есть что-то другое, хорошее и чудесное…». Поэтому 16-летний Филипп, не долго думая, сразу же согласился идти вместе с паломником. Но из-за нищеты, в которой жила семья, всей деревней пришлось собирать деньги на дорогу земляку, отправлявшемуся на благое дело.




«Крестьянка, закрывающая свиткой рот». 1894г. / Портрет отца художника. Автор: Ф.Малявин.

Прибыв в Афон, Малявин быстро освоил азы и тайны иконописи, так как был талантлив, сообразителен и трудолюбив. Однако вскоре юный послушник начал потихоньку добавлять в устоявшиеся каноны свои элементы, проявляя непозволительное своеволие и дерзость в изображении святых ликов, чем очень огорчал настоятеля монастыря. Поэтому, когда строптивого «богомаза» призвали на военную службу, настоятель вздохнул с облегчением.

Однако, как говорится, не тут-то было! Послужить призывнику Малявину не удалось. Набожный чиновник, руководивший призывом, узнав о его таланте живописца, выдал рекруту «белый билет» и за казенный счет отправил обратно на Святую гору в греческий монастырь.




«За книгой. Портрет Александры Андреевны Малявиной». (1895 год). / «Портрет г-жи Поповой». (1899 год). Автор: Ф.Малявин.

Но на этот раз Филипп пробыл в монастыре совсем недолго, потому как судьба снова круто развернула жизнь крестьянского парня. Его заприметил известный скульптор Владимир Беклемишев, который в 1891 году посетил Афон. Пораженный живописью Малявина, он пообещал оказать содействие при поступлении Филиппа в Петербургскую Академию Художеств, если тот согласится поехать с ним в столицу.




«Портрет художника Игоря Эммануиловича Грабаря». 1895г./«Портрет художницы Анны Остроумовой-Лебедевой». 1896г. Автор: Ф.Малявин.

Таким образом, в 1892 году Малявин становится вольнослушателем отделения живописи Академии художеств. Сам Илья Репин, в будущем покровительствующий юному таланту, был среди его учителей, а среди сокурсников - И. Э. Грабарь, К. А. Сомов, А. П. Остроумова. Самобытность таланта, трудолюбие, целеустремленность довольно скоро принесли Малявину широкую известность. Картины даровитого академиста с завидным постоянством приобретал для своей галереи московский коллекционер-меценат П. М. Третьяков, что по тем временам считалось наивысшей оценкой таланта.




Молодая крестьянка. Автор: Ф.Малявин.

Заканчивал Академию художеств Малявин уже известным мастером живописи. Газеты наперебой писали о том, что заказы на создание портретов поступают к даровитому студенту в огромном количестве. И в действительности его доход вызывал немалую зависть и у сокурсников, и у некоторых учителей.

И можно ли было подумать всего несколько лет тому назад, что сын бедного крестьянина проделает путь "от никому не известного послушника монастыря, до петербургского модного живописца".




Смех.(1899 год). Автор: Ф.Малявин.

Однако, написанная художником для защиты диплома конкурсная работа "Смех" (1899), привела профессоров Академии в недоумение, одни восторгались, другие - отвергали, при этом жарко споря. В итоге было решено дать выпускнику Малявину звание художника за цикл портретов, написанных ранее.




Баба в желтом. (1903 год.)/ Девка. (1903 год.) Автор: Ф.Малявин.

А звездный час этого полотна пробил совсем скоро, через год, в 1900 году, когда художник за работу "Смех" был награжден золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. Небывалый интерес у европейской публики вызвало импрессионистическое изображение русских баб в красных одеждах на зеленом лугу, а также сочный колорит и размашистая импрессионистическая манера письма мастера. К слову, сейчас это уникальное творение Филиппа Андреевича находится в Музее современного искусства в Венеции. В Западной Европе хранится также немалая часть наследия художника из знаменитого "Крестьянского цикла" и большая часть произведений периода иммиграции.




Баба с ребенком. / Крестьянская девушка с чулком. Автор: Ф.Малявин.

И тогда, вначале 1900-х, став членом «Союза русских художников», Малявин с подачи Ильи Репина успешно участвовал в выставках Товарищества передвижников. Вскоре художник покинул аристократический Петербург и поселился вместе с семьей в собственной усадьбе под Рязанью, лишь временами наезжая в столицу, чтобы вынести на суд зрителя очередную свою работу.




Вихрь. (1906 год.) Автор: Ф.Малявин.

Так, в 1906 году Малявин «прогремел» еще одной картиной — она называлась «Вихрь». «Пестрая драпированная неразбериха, подобная ковровой расцветке, где буйство ярких красок и их динамичное движение буквально кружит голову зрителю»,- так в нескольких словах характеризовали это произведение специалисты.

Нужно заметить, что на полотнах Малявина того периода впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу огненно-алый и все оттенки красного цвета. В том же году 37-летний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и командирован от Академии на три года за границу.




Три бабы. Автор: Ф.Малявин.

И что любопытно, за этот период прошло разительное преображение не только в жизни мастера, но и в нем самом. Его однокурсница Анна Остроумова, знающая его по Академии художеств, случайно встретив Малявина за границей, была немало удивлена таким переменам: «В 1892 году я встретилась с застенчивым, растерянным и одиноким «монашком» в одежде, похожей на подрясник, — он молчал, опускал глаза и крестил лист бумаги перед тем, как начать рисовать. Прошло десять лет, и уже в Париже я увидела «европейца» в пальмерстоне, цилиндре, ярко-рыжих перчатках и таких же башмаках. Выглядел «европеец» нелепо, но вел при этом себя очень вызывающе». По-видимому, головокружительная слава сыграла над художником злую шутку.




Семейный портрет. Автор: Ф.Малявин.

А когда художник вернулся на родину, он вновь заставил заговорить о себе, правда, уже критично и безапелляционно. "Семейный портрет", выставленный на всероссийской выставке, критики единодушно признали художественным фиаско живописца. С тех пор Филипп Малявин практически перестал выставляться, при этом продолжая интенсивно работать в своем имении. Писал заказные портреты, занимался станковой графикой, писал авторские копии из уже написанных образов крестьянок. Именно к этим героиням он относился с особым трепетом, как в живописи, так и в графике. Они в его работах всегда были как будто на мгновение выхваченными из жизни: их позы, движения, жесты были удивительно точны и правдоподобны.

И «малявинские» крестьянки до сих пор навевают зрителю мысли о радости жизни, безудержном веселье, широте народной души, об эмоциональном вихре красок и чувств.




Автор: Ф.Малявин.

Послереволюционный 1920 год художник переехал в Москву, и сразу же был делегирован "Союзом русских художников" в Кремль для зарисовок с натуры самого вождя революции и его соратников. С Лениным Малявина познакомил Луначарский, и Ильич позволял художнику беспрепятственно посещать не только Кремль, но и бывать у себя на квартире.



Товарищи. / Пляшущая баба. Автор: Ф.Малявин.

Однако как-то не сложилось у Филиппа Малявина с советской властью - новая реальность оказалась не для него … Командированный от нового государства в 1922 году для устройства персональной выставки за границу, он в Россию больше не вернулся. Художник навсегда обосновался во Франции, где какое-то время плодотворно работал и выставлялся, не имея уже того ошеломительного успеха. Находясь вдали от родной земли, живописец теперь частенько говорил, что вне родины искусства нет.




Автор: Ф.Малявин.

При этом некоторые его работы на русскую тематику стали носить уже гротескный характер, а зарисовки, сделанные в Кремле, перешли в разряд злых карикатур и шаржей... Так и не смог Малявин впустить себе в душу новую Россию, а старую - было уже не вернуть. Ностальгия по той, былой родине, угнетала мастера все последующие годы, проведенные в иммиграции.




Портрет Александры Балашовой. (1924 год). Автор: Ф.Малявин.

Из шумного Парижа вскоре Филипп Андреевич переселился в Ниццу. И с 1930 года Малявин неоднократно организовывал персональные экспозиции в разных европейских городах. Но от былой славы и признания художника практически не осталось и следа.

А в 1940-м случилось непредвиденное. В поисках частных заказов, оказавшись на оккупированной Германией территории Бельгии, Малявин был арестован фашистами по подозрению в шпионаже. Не зная, кроме русского, никаких других иностранных языков, он не смог объяснить в гестапо ни причины пребывания на бельгийской земле, ни то что он всего-навсего художник, пишущий портреты на заказ. А отпущен Филипп Андреевич был, благодаря счастливой случайности, поскольку отделением гестаповцев, арестовавшим художника, руководил офицер, который умел рисовать и разбирался в искусстве.




Танцы. Автор: Ф.Малявин.

Из Брюсселя в Ниццу 70-летний художник добирался пешком, прошагав пол-Европы. Это вынужденное путешествие и потрясение, испытанное художником при аресте, не прошло для него даром. Он вернулся измученным, истощенным, да еще и желтым - у него разлилась желчь. Дома Малявин тут же слег, его доставили в больницу, откуда он уже не вернулся...

В декабре 1940 года Филиппа Андреевича Малявина не стало. «… Дочери для покрытия расходов на похороны отца пришлось продать за бесценок пятьдесят полотен торговцу картинами из Страсбурга».

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/300619/43536/

Комментариев нет:

Отправить комментарий