Почему имя художника Константина Савицкого было стерто с полотна «Утро в сосновом лесу»



Жанровая живопись во все эпохи считалась самым ярким отображением жизни людей и окружающей их действительности. Поэтому всегда был так чрезмерно велик интерес зрителей к этому виду изобразительного искусства. И сегодня хотелось бы показать читателям великолепную галерею сюжетных картин известного русского художника-передвижника Константина Савицкого, подарившего потомкам частичку истории России 19 века. А еще рассказать об легендарной истории соавторства с Иваном Шишкиным, которое собственноручно аннулировал Павел Третьяков.




«Портрет художника К.А.Савицкого»(1871 год). Автор: Иван Крамской.

К большому сожалению, имя художника Савицкого ныне пребывает в забвении, хотя его работы заслуживают большего внимания. Он был одним из выдающихся представителей передвижников, определивших историю искусства России во второй половине XIX века. Поэтому множество его полотен хранится в запасниках Третьяковской галереи и других известнейших отечественных музеях.


Легендарная история о создании полотна «Утро в сосновом лесу»




«Утро в сосновом лесу». Совместная работа Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Третьяковская галерея.

И, вспоминая об этом талантливом мастере, нельзя не упомянуть об одной щекотливой истории из его жизни. Многие знают, что именно Савицкий является автором знаменитых мишек, изображенных на полотне Шишкина «Утро в сосновом лесу». Изначально даже в углу холста стояло два автографа - Шишкина и Савицкого. Однако фамилию второго автора собственноручно стер Павел Третьяков, купивший «Утро» для своей галереи.




Портрет художника И. И. Шишкина. (1880 год). Автор: Иван Крамской. / Портрет художника К.А.Савицкого.

А началась эта история так: как-то, встретившись с Савицким, Шишкин поведал другу о своей грандиозной задумке, а именно написании полотна на котором на фоне затуманенного леса изображались бы медведи. И уже спустя несколько месяцев известный пейзажист пригласил коллегу в свою мастерскую, отправив письмо, в котором говорилось: «Приходи, посмотри, какую я отмахал штуковину». И, как вы понимаете, этой «штуковиной» и было «Утро в сосновом лесу», только без медведей. Константин Аполлонович незамедлительно явился и сразу же получил от друга предложение вписать в пейзаж семейку диких зверей.

Историкам до сих пор не понятен этот поступок живописца, ибо и до того, и после Шишкин всегда на своих полотнах весьма профессионально изображал и птиц, и животных самостоятельно. Кстати, сохранились даже эскизы медвежьей семьи кисти мастера. Но, так или иначе, медведи были уступлены Савицкому, и под оконченным произведением появилось два автографа, вместо одного.




Охотник. Автор: К.А.Савицкий.

А казус с удалением второго автографа произошел скорее всего по причине того, что при покупке картины Третьяков видел лишь подпись Шишкина, Савицкий же расписался чуть позже. Поэтому, когда картина была доставлена в галерею, возмущенный меценат приказал принести скипидару и собственноручно стёр вторую подпись. Этот поступок Третьякова никак не отразился на дружбе двух художников. Иван Шишкин тогда отдал четвертую часть гонорара, то есть сумму в тысячу рублей Савицкому за соавторство.




Охотники. Автор: К.А.Савицкий.

Эти два живописца всю жизнь оставались не только коллегами и добрыми друзьями, их связывали даже семейные узы. Савицкий крестил младшего сына Ивана Ивановича, названного в честь него - Константином. А позже он поддерживал друга, когда умерла его первая жена, а Шишкин, в свою очередь, помог Савицкому пережить самоубийство его супруги.




Тёмные люди. Автор: К.А.Савицкий.

В тот тяжелый период жизни друга Иван Иванович сделал запись в своем дневнике, отмечая, что провидение заставляет художника страдать, воспитывая в нём Божий дар. И это было действительно так. В жизни Константину Аполлоновичу не раз пришлось испытать горечь утрат, но его всегда спасало любимое дело.


Несколько страниц из биографии художника

Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) был человеком исключительного ума и таланта, гениальным русским жанровым живописцем-реалистом, академиком, членом Товарищества передвижных художественных выставок, первым директором Пензенской художественной школы. Ему довелось жить и творить в эпоху политических и социальных передряг, что напрямую отразилось в его произведениях.

Сильные, запоминающиеся образы простых людей из народа – крестьян, рабочих и солдат стали главными героями его произведений.




«Беглый» (1883 год). Автор: К.А.Савицкий.

Константин Аполлонович родился в городе Таганроге в семье военного врача. Мальчик был очень болезненным и за то длительное время, которое ему приходилось проводить в постели, пристрастился к рисованию. Косте исполнилось пятнадцать, когда он остался круглым сиротой. В его семье случилась страшная трагедия: один за другим, неожиданно, умерли отец с матерью, и подростка забрал к себе дядя, который жил в Латвии. Так Константин оказался в частном пансионе при Лифляндской дворянской гимназии.




«Панихида в 9-й день на кладбище». (1885 год). Автор: К.А.Савицкий.


К тому времени Константин уже определенно мечтал о петербургской Академии художеств, и через три года он покидает пансион и поступает вольнослушателем в класс исторической живописи. Однако был вынужден уйти практически сразу же после поступления. Сказалась недостаточная подготовка даровитого юноши, стремившегося стать настоящим живописцем.

Два года упорной самостоятельной подготовки и Савицкий снова студент Академии. Теперь уже талантливый молодой художник успешно осваивает академический курс и очень скоро становится одним из лучших учеников академии, получив за конкурсные работы шесть серебряных и одну золотую медаль.




«Ремонтные работы на железной дороге» (1874 год). Автор: К.А.Савицкий.

Выйдя со стен учебного заведения, молодой перспективный художник еще три года состоял стипендиатом императора Александра II, что позволяло ему совершенствоваться за границей, куда в 1871 году и отправился. Он много путешествовал вместе с молодой женой по Европе, и в итоге обосновался в Париже. А четыре года спустя, трагическая гибель супруги заставила вернуться художника в Россию. Он селится в Динабурге (Литва) и, чтобы пригасить свое горе, с головой уходит в работу. Именно там были созданы самые известные картины художника: «Встреча иконы», «На войну» и некоторые другие, которые позволили вступить ему в 1878 году в члены Товарищества передвижных художественных выставок.




«На войну». (1888 год). Автор: К.А.Савицкий.

Вернувшись в 1883 году в Петербург, Савицкий начинает преподавательскую деятельность в училище технического рисования в Петербурге, затем в Московском училище, и, наконец, перебирается в Пензу, где становится первым директором картиной галереи и городской художественной школы. И нужно отметить, что на этой должности живописец проявил себя весьма профессиональным управленцем. Константин Аполлонович лично разработал учебную программу для своих учеников, которые в результате обучения получали великолепную подготовку, позволявшую лучшим выпускникам школы быть зачисленными в Академию художеств без вступительных экзаменов.



«Встреча иконы» (1878 год). Автор: К.А.Савицкий.

Однако, ведя активную педагогическую и управленческую деятельность, Константин Савицкий не забывал и о своем творчестве - он оставил потомкам немалое художественное наследие. В 1897 году «за известность на художественном поприще» и за подготовку будущих молодых художников К. А. Савицкому было присвоено звание академика живописи. Умер художник в возрасте 60 лет, оставаясь до последнего «у руля» своего детища - пензенской художественной школы.




Больная лошадь. Автор: К.А.Савицкий.




Инок. Автор: К.А.Савицкий.




Крестьянка с корзинкой в лесу. Автор: К.А.Савицкий.




Отец. Автор: К.А.Савицкий.




Не сошлись характером. Автор: К.А.Савицкий.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/240619/43485/

Комментариев нет:

Отправить комментарий