Те, кто был в Храме гроба Господня в Иерусалиме, наверняка обратили
внимание на лестницу, которая приставлена к одному из фасадных окон, и
слышали, что ее называют «недвижимой». Это расхожее название неслучайно.
Дело в том, что карниз, в который она упирается, относится к Греческой
православной церкви, а само окно принадлежит Армянской апостольской
церкви. Эту древнюю «реликвию» никто не имеет права сдвигать. С одной
стороны, она символизирует равенство христианских церквей. С другой –
напоминает о непримиримости конфессий.
Символ раздора и одновременно - знаменитого статуса-кво.
Непримиримые соперникиБорьба за право контролировать иерусалимские
святыни имеет очень древнюю историю: ее вели еще со времен тех событий, о
которых рассказывают евангелисты. Особенно активно верующие
конфликтовали начиная с шестнадцатого столетия, когда все чаще стали
возникать споры между всеми христианскими конфессиями, но в особенности
это касалось католиков и православных греков.
В те времена, когда Иерусалим был под властью египтян, францисканцы
закрепили за своей церковью право именоваться хранителем храмов Гроба
Господня, Рождества Христова в Вифлееме, а также ряда других церквей и
святынь. Православные греки стремились оспорить эту привилегию, ссылаясь
на указ о передаче прав на святыни именно им, изданный в VII веке
правителем халифом Омаром. Христиане-католики же, в свою очередь,
считали вышеназванный документ подделкой и при этом добавляли, что если
бы он и был подлинным, то в этом случае касался бы всех православных
верующих, а не только греческих.
Храм гроба Господня. /Фото:lookmytrips.com
Порой конфликты представителей конфессий даже перерастали в
кровопролитные драки – и это несмотря на регулярно издаваемые в XVII-XIX
столетиях официальные указы османского правительства, призванные
упорядочить отношения между непримиримыми конфессиями христиан.
Чтобы предотвратить эти постоянные религиозные волнения в своей стране,
Султан Осман III в 1757-м официально закрепил в храме Гроба Господня
равные права между католиками и православными. Этот указ (фирман) стал
первым официальным документом, поделившим святыни (вернее,
регламентирующим права на них) между разными конфессиями христианства.
Такое разделение стали называть статусом-кво Святой земли, и оно строго
соблюдалось местными властями все эти годы и соблюдается до сих пор. В
настоящий момент владельцами разных частей храма официально считаются
шесть конфессий: Армянская апостольская церковь, Сирийская, Коптская и
Эфиопская православные церкви, а также католики и православные греки.
Храм на гравюре по дереву Бернарда фон Брейденбаха, 1484
Однако прийти к полному примирению, как известно, не удалось, и даже в
XXI веке в Иерусалиме периодически возникают конфликты и даже драки
между христианскими монахами. Например, 17 лет назад один коптский монах
отодвинул свой стул от солнца в тень, на эфиопскую (как оказалось)
территорию. Этот невинный, казалось бы, поступок привел к драке, в
результате которой 11 монахов были госпитализированы с различными
травмами.
Храм Гроба Господня - общая святыня. /Фото:orthphoto.net
Главный фасад храма не сильно изменился за пятьсот лет. Правая сторона
двойных ворот была замурована султаном Саладином, как и часовня Франка,
которая была единственным прямым входом в скалу Голгофы. Над ним
по-прежнему находится двойное окно армянской часовни Святого Иоанна, а
справа можно увидеть окно поменьше, в Латинскую часовню Голгофы. Над
верхним выступом находится купол церкви (был еще купол повыше, но он был
разрушен при землетрясении).
Есть только одна интересная деталь, которая все это время оставалась
неизменной: приставная лесенка под правым окном, опирающаяся на выступ
наверху.
Обряд омовения ног в начале прошлого века. Лестница (в правом верхнем
углу) все там же, на своем неизменном месте. /Фото:blogspot.com
Деревянная лестница, которая хорошо заметна на фасаде даже издалека,
символизирует неукоснительное правило, согласно которому на территории
знаменитого храма нельзя ничего передвигать, ремонтировать и вообще
как-либо менять без официального согласия на это всех шести конфессий.
История «общественной реликвии»Первые упоминания об обычае не сдвигать
эту лестницу принято относить к началу XIX века. Ее, например, можно
разглядеть на старинных гравюрах 1830-х годов – на том же самом месте, у
окна.
Лестница на одной из гравюр (примерно 1832 год).
По поводу того, для чего эта лестница изначально была нужна, у историков
есть несколько гипотез. Согласно одной, армянские монахи с ее помощью
попадали на свою территорию – в часовню Св. Иоанна. Таким образом им
удавалось не платить османским властям пошлину за вход в Храм (500
пиастров), а также не нужно было проходить через территорию, которая
принадлежит православным грекам.
Удивительно, но на гравюре Джорджа Вильямса 1849 года лестница и расположенный справа от окна контрфорс не видны.
Согласно другой версии, по этой лестнице армянские монахи спускались на
массивный карниз, чтобы полить располагавшиеся там горшки с цветами,
зеленью и овощами или же просто глотнуть свежего воздуха (они ведь
большую часть времени проводили в помещении).
Лестницу использовали в практических целях. /Фото:studiolum.com/
Есть также предположение, что приставную стремянку использовали, чтобы
спуститься на карниз во время христианских праздников, традиционно
собиравших толпы верующих на территории внутреннего двора.
В праздники она была незаменима.
О том же, следует ли знаменитую лестницу относить к Армянской церкви,
или же она все-таки принадлежит грекам, до сих пор ходят споры.
Раньше лестницу активно использовали монахи. Сейчас - уже нет. /Фото:guide-israel.ru
Кстати, если говорить на чистоту, то пресловутая лестница – не такая уж и
недвижимая. В прошлом веке, например, она дважды исчезала с привычного
места по неизвестным причинам, правда, ее тут же находили местные
полицейские и водружали обратно, а десять лет назад деревянную стремянку
убирали, чтобы пристроить снаружи строительные леса во время ремонта
здания. И этот временный «переезд» лестницы был предварительно одобрен
всеми шестью конфессиями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий