Во Франции времен стареющего д’Артаньяна в 1662 году художник Филипп де
Шампень принялся за новую картину. Не по заказу королевского двора, как
обычно – во исполнение обета. У Шампеня давно уже нет семьи – жена
двадцать четыре года как скончалась, нет в живых и сына Клода, умерла
дочь Франсуаза. Только Катрин двадцати шести лет от роду – жива, она
монахиня аббатства Пор-Рояль, и недавно с ней произошло чудо, благодаря
которому и появляется, мазок за мазком, одна из лучших работ Шампеня.
Фламандец, которого признали при французском дворе
Филипп де Шампень родился в семье портного в Брюсселе в 1602 году.
Детство его прошло в бедности, но проявившийся талант к рисованию вместе
с упорством мальчика делали свое дело – с двенадцати до шестнадцати лет
Филипп обучался у Жана Буйона, потом – у Мишеля де Бурдо. С
восемнадцати учителем молодого фламандца стал пейзажист Жак Фукьер.
Шампень отличался разносторонними знаниями во многих областях, активно
интересовался он и работами великих современников, одним из которых стал
Рубенс.
Картина учителя Шампеня, Жака Фукьера ("Зимний пейзаж")
В 1621 году судьба приводит Филиппа в Париж, где ему удается стать
помощником придворного художника Николя Дюшена. Вместе они работают над
росписью Люксембургского дворца. Карьера Шампеня идет в гору – ему
благоволит королева-мать Мария Медичи и сам кардинал де Ришелье, а
протекция Дюшена обещает быть постоянной, ведь его дочь становится
невестой, а затем женой фламандца.
Ф. де Шампень. Портрет жены художника
После смерти тестя Филипп де Шампень занял его место, выполняя заказы
королевской семьи на создание портретов, а также на роспись и украшение
парижских зданий – Кардинальского дворца, дворца Тюильри, капеллы
Сорбонны. В двадцать шесть лет художник получает статус личного
живописца королевы-матери и камердинера короля Людовика XIII. Свои
произведения он создает только по заказу окружения короля, приобретая
славу гениального портретиста, работающего в собственном, уникальном
стиле: методично и точно передавая не только черты лица, но и
особенности характера.
Ф. де Шампень. "Король Людовик XIII"
Ф. де Шампень. "Тройной портрет кардинала Ришелье"
Поначалу Шампень писал под влиянием работ Рубенса, но постепенно у него
выработалась собственная манера – нечто среднее между барокко и
классицизмом, строже и несколько суше, с методичной тщательностью. На
холстах Шампеня много алого и ультрамарина.
Ф. де Шампень. "В храме"
Картина Ex voto («По обету») несколько выбивается из привычного для художника колорита.
Шедевр живописи в благодарность за выздоровление дочери
Ф. де Шампень. "Ex voto"
Цветовая гамма полотна необычна для живописи периода барокко – на фоне
однотонных серых стен изображены две монахини, одна из них преклонила
колени, другая сидит на стуле. Художник изобразил мать-настоятельницу
монастыря Пор-Рояль Катрин-Аньес Арно рядом с его дочерью, Катрин,
принявшей пять лет назад монашеский обет и на протяжении четырнадцати
месяцев страдавшей тяжелым недугом – больную лихорадило, а половина ее
тела была парализована.
К этому времени Шампень похоронил и единственного сына, и сестру Катрин
Франсуазу, и их мать Шарлотту. Катрин лечили всеми обычными для XVII
века способами – ваннами, настойками и травами, кровопусканиями – но
улучшения не наступало. Тогда настоятельница монастыря объявила
многодневное чтение молитв за здоровье Катрин, и спустя девять дней
больная уже смогла встать на ноги, с каждым днем демонстрируя все больше
подвижности.
Портрет аббатисы Пор-Рояль работы Ф. де Шампеня
В том же году художник в благодарность за проявленную к его дочери
божественную милость принялся за картину во исполнение обета, что
считалось своеобразной формой жертвоприношения. Результатом стало
появление на свет одного из самых совершенных произведений Шампеня. Луч
света падает на Аньес Арно, символизируя проявленную высшую милость.
Текст на латыни, который виден в левой части картины, написан не рукой
Шампеня. Он содержит рассказ о болезни Катрин и ее исцелении благодаря
совместным молитвам с матерью Аньез, о художнике, который дарит эту
картину, чтобы выразить свою радость. На коленях у сидящей Катрин можно
увидеть шип с тернового венца Христа – реликвию, которая хранилась в
монастыре Пор-Рояль и уже явила за несколько лет до этого чудо
исцеления.
Маргарита Перье. Гравюра неизвестного автора
В 1656 году после долгих страданий от некой язвы на лице, приложив к
ране тот же шип, вылечилась племянница ученого Блеза Паскаля – Маргарита
Перье. Вследствие того, что монастырь в тот период был оплотом
еретического течения янсенистов и вызывал недовольство короля своим
влиянием, по факту выздоровления было проведено расследование, и
церковная комиссия, тщательно изучив обстоятельства, была вынуждена
признать совершившееся чудо. Второе за несколько лет исцеление укрепило
позиции монастыря, на некоторое время обезопасив его от уничтожения.
Чудо как результат «непреклонности веры»
Корнелий Янсений. Неизвестный автор
Янсенизм, религиозное течение, зародившееся в начале XVII века благодаря
голландскому епископу Корнелию Янсению, на протяжении десятилетий был
для Филиппа де Шампеня основной жизненной философией. Художник сблизился
с семьей Арно и их детищем – монастырем, где воплощались идеи янсенитов
– в 1643 году, оставаясь верным учению до конца жизни. Янсениты главным
образом противодействовали иезуитским доктринам, провозглашая идеи
предопределенности, демонстрируя аскетизм и строгость принципов, стиль
жизни без излишеств. Король Людовик XIV янсенистами был недоволен, и
после некоторого давления на монастырь с помощью папских булл, которые
отвергались последователями Янсения, в 1709 году Пор-Рояль был закрыт и
разрушен.
Монастырь Пор-Рояль в 1674 году
Шампень до этого дня не дожил. Художник скончался в 1674 году и был
упомянут в некрологе монастыря как «хороший художник и хороший
христианин».
Последние два десятилетия жизни Шампень посвятил не только живописи, но и
обучению молодых художников, в 1648 году он стал одним из основателей
Королевской академии живописи, а с 1655 года – одним из ее профессоров.
Одним из учеников Шампеня стал его племянник Жан-Баптист, которого
художник взял на воспитание после смерти своего сына.
Ж.-Б. де Шампень. Автопортрет
Комментариев нет:
Отправить комментарий