Ни попытка придать рельефам статус национального достояния, ни протесты
правительства Ирака не смогли остановить перепродажу божеств, когда-то
украшавших нимрудский дворец
Древние
ассирийские рельефы, проданные за £8 млн, последние 150 лет хранились в
аббатстве Ньюбаттл близ Эдинбурга. Фото: Andrew Shiva
Несмотря
на возражения экспертов, древние ассирийские рельефы, последние 150 лет
хранившиеся в аббатстве Ньюбаттл неподалеку от Эдинбурга, проданы
европейскому дилеру за £8 млн.
Когда-то два алебастровых рельефа
высотой около метра с крылатыми божествами-хранителями украшали стены
дворца Ашшурнацирапала II в Кальху (городище Нимруд) на территории
современного Ирака (ныне дворец уничтожен террористической группировкой
ИГИЛ, запрещенной в России). Рельефы были обнаружены во время первых
раскопок дворца под руководством Остина Генри Лейарда, а в 1856 году
девятый маркиз Лотиан приобрел их в Багдаде и привез в свой особняк XVI
века в аббатстве Ньюбаттл возле Далкита, в 16 км к юго-востоку от
Эдинбурга. Несколько лет спустя рельефы раскрасили в соответствии с
представлениями викторианских археологов о том, как они выглядели в
древности, обрамили и повесили на стены у входа в крипту. Из-за этой
раскраски к моменту передачи аббатства государству под устройство
колледжа в 1937 году считалось, что это не оригиналы, а современные
копии.
Древние ассирийские рельефы из аббатства Ньюбаттл близ Эдинбурга. Фото: Dr J Stewart Stirling; Groves-Raines Architects
Истинная
ценность рельефов открылась только в 2005 году, когда стала обсуждаться
возможность их продажи и владельцы, 13-й маркиз Лотиан и Ньюбаттлский
колледж, обратились к экспертам. По совету специалистов из аукционного
дома Christie’s, который привлекли к поискам покупателя, было принято
решение удалить с рельефов викторианскую роспись. В 2015 году, через год
после снятия краски, маркиз и колледж решили отказаться от
сотрудничества с Christie’s в пользу частной продажи через Sotheby’s.
При оформлении страховки в 2016 году рельефы оценили в £32 млн, однако
продать их удалось только в минувшем июне, всего за £8 млн. Их приобрел
европейский дилер с целью дальнейшей перепродажи.
Когда
покупатель обратился за разрешением на вывоз рельефов из Великобритании,
старший куратор коллекции средиземноморских древностей Национальных
музеев Шотландии и эксперт экспортной комиссии Маргарет Мейтленд
высказалась против. Она настаивала на том, что рельефы подпадают под
«критерии Уэверли» (предмет тесно связан с историей и культурой страны, и
его вывоз является значимой утратой) и что выдачу экспортной лицензии
следует отложить, чтобы дать возможность покупателям из Великобритании
выкупить их по соответствующей цене. В случае если на поверхности
рельефов сохранились следы древней краски, отметила эксперт, «они
обладают огромной ценностью для ученых, изучающих древние пигменты, и
могут быть использованы для реконструкции оригинальной цветовой схемы
нимрудского дворца».
Впрочем, доводы Маргарет Мейтленд не были
услышаны и разрешение на вывоз было выдано. Скорее всего, теперь рельефы
осядут в частной коллекции либо появятся в одном из музеев в регионе
Персидского залива, например в Лувре — Абу-Даби или в Национальном музее
шейха Зайеда.
Интересно, что в октябре прошлого года Christie’s
выставил на торги в Нью-Йорке более крупный рельеф с изображением
крылатого божества из того же нимрудского дворца. При эстимейте в $10
млн он ушел за $31 млн. Правительство Ирака пыталось добиться отмены
торгов на том основании, что рельеф вывезли из страны якобы нелегально,
однако его усилия ни к чему не привели, поскольку раскопки Лейарда и
вывоз объектов, по всей видимости, проводились с разрешения тогдашних
властей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий