Счастливым мезальянсом (союз между людьми разных сословий, сильно отличающимися по социальному положению) называли тайный брак младшей дочери Петра I Елизаветы и черниговского казака, певчего церковного хора Алексея Разума, впоследствии получившего титул графа. Официально о браке не объявляли, но при дворе об этом всем было известно. Ведь ни с кем другим императрица не вела себя так нежно, позволяя себе даже хохотать, сидя на коленях графа. Эта история была трогательной, и даже обстановка эпохи не сильно ее омрачила.
От судьбы не убежишь, или как началась удивительная история принцессы и пастуха
Для Елизаветы Петровны Алексей стал не просто фаворитом, но возлюбленным./Фото: medprosvita.com.ua
Будущий фаворит и тайный муж российской императрицы Елизаветы Петровны, Алексей Григорьевич Разумовский, родился и провёл детство на Украине – в селе Лемеши Козелецкого повета Черниговской губернии. Алёша Розум, как он тогда звался, был сыном простого безграмотного казака, местного пастуха – пьяницы и самодура, который не особо церемонился в выборе средств для того, чтобы поучить своих детей уму-разуму. После очередного рукоприкладства отца мальчик сбежал в соседнее село. Там Алексея приютил церковный дьяк, взявшийся обучать его грамоте и определивший на клирос.
По счастливому стечению обстоятельств храм посетил полковник Фёдор Вишневский, которого очаровал чудесный голос одного из певчих. Скромный, красивый, талантливый сын сельского пастуха понравился столичному гостю и на следующий же день юноша отбыл с ним в Петербург, где получил назначение в придворную капеллу.
Следующей большой удачей для молодого провинциала стала встреча с цесаревной Елизаветой, дочерью Петра I и Екатерины I. Она была ровесницей Алёши Розума (1709 года рождения) – привлекательная, весёлая, умная. Пленённая прекрасным голосом и красотой парня, царевна захотела видеть его при своём дворе. Желание было исполнено, и это стало началом романтической истории любви самодержицы Елизаветы и Алексея Разумовского.
Казачий сын Алексей Розум был удостоен почётных воинских званий, ни разу не командуя полком
Алексей Разумовский ведал имениями цесаревны, выслушивал приказчиков и просителей, все придворные относились к нему с высоким почтением./Фото: s14.stc.all.kpcdn.net
Получив новое место, бывший сельский пастушок стал именоваться Алексеем Григорьевичем Разумовским, и вскоре его статус при дворе цесаревны существенно изменился. Потеряв на сырых петербургских ветрах голос, он был назначен управляющим одним из имений Елизаветы, получил звание гоф-интенданта и через некоторое время ведал уже всем двором цесаревны.
В неспокойные времена правления Анны Иоанновны влюблённая девушка видела в Алексее не только своего фаворита, но и надёжную опору – помощника в делах и «друга нелицемерного», как она его называла. Дворцовый переворот 1741 года принёс Елизавете царский трон, а Разумовскому – положение первого человека империи.
Период фавора Алексея Григорьевича был длительным – до последних дней правления Елизаветы. За это время он сполна ощутил на себе силу царских милостей. Разумовский присутствовал на церемонии коронации, нёс шлейф новой государыни, получил чин обер-егермейстера, а также высшую награду России – орден святого Андрея Первозванного. Не имевшему ни малейшего представления о военной науке человеку было пожаловано высокое звание генерал-фельдмаршала.
Тайное венчание императрицы с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским
Елизавета Петровна в коронационном платье. Художник Иван Вишняков./Фото: xliby.ru
Взойдя на престол, самодержица не оставила своего избранника. Напротив, отношения между ними стали ещё более тёплыми. Окружающие замечали эти свидетельства нежной привязанности. Например, как заботливо императрица поправляет возлюбленному шапку и запахивает на нем шубу, выйдя в морозную погоду из театра. Или как на охоте беззастенчиво входит в его палатку и помогает сменить рубаху. Или как неудержимо хохочет, сидя у графа на коленях и обнимая его. Эти отношения настолько походили на супружеские, что вызвали толки о тайном браке.
Кроме того, императрица отличалась набожностью и не позволила бы себе жить в грехе перед Богом. Доказательств этому нет, но существует предположение: в ноябре 1742 года в живописной местности Подмосковья Алексей и Елизавета тайно освятили свой союз церковным браком. Это событие произошло в небольшом храме села Перово в присутствии только самых близких людей. Год спустя императрица выкупила это село и подарила Разумовскому, а тот выстроил там богатейшую усадьбу.
Елизавета дарила своему фавориту не только воинские звания, но и роскошные дворцы. Алексей Разумовский был удостоен графского титула, получил неограниченную власть и несметные богатства.
Как Алексей Разумовский, достигнув высокого положения, облагодетельствовал всю свою родню
Аничков дворец, подаренный Елизаветой Петровной графу Алексею Разумовскому./Фото: kulturologia.ru
Взлетев на самый верх социальной лестницы (вот уж точно: из грязи – в князи), Алексей Григорьевич не стал скрывать своего происхождения и чураться родственников. Напротив, он часто навещал их и приглашал в гости в Петербург. Особое участие Разумовский принял в судьбе младшего брата Кирилла. Тот получил графский титул, заграничное образование и совсем юным (по разным источникам в 18-ти или 22-летнем возрасте) возглавил Императорскую академию наук. В течение нескольких лет Кирилл Разумовский стал кавалером практически всех орденов державы.
Используя своё влияние на императрицу, Алексей Григорьевич добился восстановления гетманства на Украине. И вполне закономерно, что великим гетманом был назначен Кирилл.
Матушку Разумовских, Наталью Демьяновну, царский кортеж с почётом доставил на коронацию Елизаветы Петровны, которая тепло приняла её и возвела в ранг статс-дамы. Женщина с благодарностью приняла милость императрицы, но вскоре затосковала и вернулась на родину.
Не обошёл вниманием Алексей Разумовский и дальних родственников. Так, своей племяннице он выхлопотал место фрейлины при императрице, а сыновей двоюродного брата определил на военную службу.
Справедливости ради следует отметить, что граф Разумовский благоволил не только к родственникам. Памятуя сделанное ему добро, Алексей Григорьевич посодействовал тому, что полковника Вишневского произвели в генерал-майоры, а учивший его азам грамоты дьякон получил в Петербурге место с хорошим содержанием.
Союз Алексея Григорьевича и Елизаветы Петровны просуществовал так долго потому, что граф-фаворит не попал во власть царящих в придворном мире интриг и никогда не посягал на власть своей государыни и возлюбленной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий