Картины-обманки: Как на протяжении столетий художники запутывали зрителей


Оптические иллюзии – явление не новое, первыми «иллюзионистами» были еще античные творцы. С развитием живописи совершенствовалось и мастерство художников в деле создания картин-обманок – поначалу сбивающих с толку, всегда завораживающих и запоминающихся.


Фальшивые занавески, фрукты и атриумы

Сейчас уже невозможно определить, кто из древних художников догадался о возможностях, которые открывает изображение на плоской поверхности объемного предмета. Но и греки, и римляне использовали рисунки на стенах для того, чтобы визуально увеличить помещение, сделать его светлее, просторнее, красивее - так появлялись фальшивые окна, двери, атриумы. Находки в Помпеях и Геркулануме - древнеримских городах, где сохранилось большинство фресок античности, - показывают, что уже в те времена картины-иллюзии пользовались популярностью.




Древнеримская фреска, г. Геркуланум




Древнеримская фреска, вилла Поппеа

Уровень исполнения картин-обманок иллюстрирует спор, который однажды заключили между собой древнегреческие художники Зевксис и Паррасий. Мастера взялись создать образы, которые не отличишь от реальных предметов. Зевксис изобразил виноград – да так достоверно, что на картину тотчас же слетелись окрестные птицы. Довольный своим мастерством, он предложил и Паррасию откинуть с его работы смятую изорванную занавеску, чтобы можно было оценить картину. Однако тот признался, что занавеска - лишь изображение.




Древнеримская фреска из г. Помпеи

От художников Средних веков, строго следовавших канонам в изобразительном искусстве, подобных экспериментов ожидать не приходилось, но с приходом Ренессанса продолжились начатые в античности исследования законов перспективы и светотени – в том числе и для того, чтобы удивлять и запутывать зрителя.


Барокко и тромплей

Особый размах приобрело развитие «обманных» изображений в Италии и Франции периода барокко (XVII - XVIII вв.). Архитектурное и живописное пространство возводимых в это время зданий сливались в единое целое, новая реальность возникала буквально из пустоты – неудивительно, что эта техника была так интересна человеку Возрождения. Как и в период античного искусства, одной из главных целей создания таких иллюзий было стремление визуально расширить помещение, создать впечатление, что своды выше, а сам интерьер – объемнее и воздушнее.




А. Мантенья. Фреска Капеллы дельи Споси

Одним из первых мастеров, кто использовал эту идею в своей работе, стал Андреа Мантенья. Прием, при котором достигался эффект вытягивания пространства вверх, получил название di sotto in su (с итальянского – «снизу вверх»). Ярким примером иллюзии, искажающей представление о реальных пропорциях и положении элементов здания стала роспись купола в Церкви иезуитов в Вене. В реальности своды имеют совсем небольшой изгиб, но благодаря совершенному применению законов перспективы купол кажется массивным конструктивным элементом храма.




Плафон Церкви иезуитов в Вене, автор - Андреа Поццо

Во времена барокко появляется и термин, который затем будут использовать как наименование живописных «обманок» - тромплей (trompe l’oeil в переводе с французского – «обмани глаз»). Тромплей стал одним из главных развлечений при декоре и отделке дворцов и замков, а за ними – и домов горожан, любящих искусство и желающих удивлять.




С. ван Хогстратен "Мужчина в окне"


Обманки в домах и на домах обычных горожан

Один из самых простых и распространенных способов ввести зрителя в заблуждение заключался в изображении фальшивой рамы – к этому приему стали прибегать и нидерландские художники. Именно в этой части Европы иллюзорная живопись приобрела особую популярность. Голландские домовладельцы любили обустраивать и украшать свои жилища, а главное - могли себе это позволить, а потому спрос на работы мастеров живописи порождал большое количество произведений, среди которых встречались настоящие шедевры.




К.Н. Гийсбрехтс "Тромплей"



У.М. Харнетт "Старина"

Придать написанному на плоском холсте предмету иллюзию объемности, трехмерности, тем самым запутав на некоторое время смотрящих на картину людей, стало на долгое время модным направлением в изобразительном искусстве XVII века и развлечением ценителей живописи. Среди тех, кто достиг в искусстве создания картин-обманок особых высот, были Самуэль ван Хогстратен, ученик самого Рембрандта, Корнелиус Норбертус Гийсбрехтс, позже в Англии – Иоганн Генрих Фюссли.




И.Г. Фюссли "Обманка"



Ф. де ля Мотт "Обманка с картиной, гравюрой и инструментами художника"

Во Франции такую технику развивал Франсуа де ла Мотт. В Российской империи своей реалистичностью и тщательностью исполнения привлекали внимание работы художника Федора Петровича Толстого.




Ф. Толстой "Ветка винограда"

Помимо картин-обманок в интерьерах часто встречались и фигуры-обманки – их устанавливали в комнатах, в залах, в саду для того, чтобы «оживить» обстановку и удивить гостей. Такие доски-манекены изготавливались путем рисования на деревянной панели фигур людей, после чего изображение вырезали и устанавливали вертикально на подставки. Популярность на подобные украшения интерьера в Европе приносила художникам того времени неплохой доход.




Фигура-обманка XVII в.

В интерьерах часто можно было встретить и натюрморты - но выполненные с тем расчетом, что зрителю предметы на холсте покажутся не изображенными, а реальными и каким-то образом закрепленными.




Изображенная на двери скрипка в поместье Чатсуорт-хаус, Дербишир, Англия

В современном мире тромплей не сдает позиции, смещая акцент с интерьеров на уличную роспись – и удивляя, таким образом, значительно большее число зрителей.




Уличная роспись во Франции



Современный тромплей - уличная роспись

Картины-обманки – возможно, один из результатов исследования возможностей живописи и искусства в целом – попытка стереть грань между реальностью и иллюзией, продолжить видимый мир за гранью его существования, создать новое измерение, проводником в которое становится искусство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий