Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным
лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника,
прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма
до полноценной абстракции
Клод Моне. «Голубые водяные лилии». 1916–1919 Фото: Musée d'Orsay/Google Art Project
Если по сути, то книга Росса Кинга — полноценная биография Клода Моне в
духе серии «Жизнь замечательных людей», правда, с акцентом на последние
годы. Художник тогда окончательно осел в Живерни, занялся не только
живописью, но и обжорством, формированием парка, разведением растений,
медленно теряя близких и зрение. Этот, демонстративно избирательный,
подход Кинга понятен: Моне прожил длинную и насыщенную жизнь в таком
количестве эпох, что уравновешенное жизнеописание его потянет на
увесистый том и десятилетия тщательных исследований. Потому что степень
проработанности подобных книг зависит в первую очередь от черновой
работы с первоисточниками.
Судя по библиографии и пространным примечаниям, Кинг подошел к вопросу
фундаментально. Практически каждое положение «Чарующего безумия», едва
ли не каждый абзац его подтверждены ссылками да сносками. На архивные
документы, на дневники и мемуары, а главное — на публикации в старых
газетах. Их хрупкие подшивки Кинг избороздил вдоль и поперек, чтобы,
например, реконструировать патриотический настрой французов периода
Первой мировой войны, а также особенности дружбы Моне и Жоржа Клемансо —
ведь проект передачи Французской Республике гигантских панно художника,
ныне украшающих овальные залы Музея Оранжери, спровоцировал и вынес на
себе именно этот великий политик. Клемансо вытерпел многолетние капризы
Моне, придумавшего дорогостоящее и сложное предприятие (овальные стены
стали обязательным условием его дара), которое чуть было не заглохло.
Потому что, когда Франция уже купила эти, беспрецедентно длинные,
полотна и начала строить павильон с залами особой формы (Моне успел
зарубить пару архитектурных проектов), художник отозвал дар и ушел в
глухую «несознанку». 
Кинг Р. Чарующее безумие: Клод Моне и водяные лилии / Пер. с англ. А. Глебовская
и А. Захаревич. СПб.: Азбука- Аттикус, 2017. 496 с.
Вообще-то весь Оранжери вырос из идеи дать идеологический заказ
известному живописцу, прославившемуся в том числе видами Руанского
собора. Клемансо предлагал Моне изобразить зверства немцев, разоривших
на территории Франции не один готический собор. Однако текучий,
ассоциативный стиль художника плохо подходил для передачи
детализированных разрушений. К тому же Моне тогда уже был дряхл даже для
недалеких поездок. Как раз в тот момент он, всю жизнь мечтавший о
крупном госзаказе, и придумал проект «больших декораций», ставший
вершиной его творчества.
История создания цикла и передачи его музейным хранителям (Моне
соблазнился примером Огюста Родена, передавшего государству особняк с
мастерской, и первоначально думал экспонировать свои кувшинки именно
там, среди скульптур друга) позволяет объединить разрозненные экскурсы в
единый сюжет. Это оказывается важным для Росса Кинга, начинавшего
карьеру, между прочим, с фантастических романов. То есть задумывающегося
не только о содержании, но и о внятной, фабульно линейной форме,
близкой к романной.
Полки книжных магазинов давно завалены книгами, похожими друг на дружку,
из-за чего сложно разобраться, какие из них достойны внимания. В случае
с Россом Кингом важнейшими аргументами за являются его
исследовательская дотошность и опыт беллетриста.
Жизнь Моне, начинавшего с вполне реалистических композиций,
прославившегося импрессионистическими полотнами, а закончившего
монументальным абстрактным экспрессионизмом, сама по себе тянет на
эпический роман. То, что его создает не искусствовед, вязнущий в
профессиональных частностях, но писатель с ремесленным пониманием
возможностей повествования, — дополнительное конкурентное преимущество.
Комментариев нет:
Отправить комментарий