Выставка в Беркли вернула из небытия целое направление и его идеолога
Роберт Матта. «Генезис». 1942. Фото: 2018 ARS, New York /ADAGP, Paris / The National Gallery of Art
Кубизм, футуризм, конструктивизм, дадаизм, сюрреализм — в этом
водовороте художественных направлений первой половины ХХ века Карой
Тамко Ширато (1905–1980), сегодня почти забытый венгерский поэт и
теоретик искусства, увидел четкую и неумолимую логику. Еще студентом,
учась в Будапеште на юриста, писавший стихи и не чуждый авангардным
экспериментам, он придумал двухмерную, «плоскостную» поэзию, где слова
выстраиваются не в строки, а парят, как «аэропланы, прочерчивая линии в
пространстве».
В 1930 году Тамко Ширато приехал в Париж, где с головой погрузился в
кипящую художественную жизнь, познакомился с художниками-модернистами, а
в 1936 году выпустил манифест, в котором объявил, что все
авангардистские эксперименты, объединенные им в одно движение —
«пространственность» (dimensionism), так или иначе основаны на теории
относительности Альберта Эйнштейна. Тамко Ширато придумал и формулу
нового направления: N + 1. Идея же заключалась в том, что благодаря
новой концепции пространства и материи в литературе, живописи и
скульптуре «появилось другое измерение: живопись перешла от двухмерного к
трехмерному пространству, а скульптура обрела вдобавок к трем еще и
четвертое». В результате искусство теперь надо воспринимать органами
всех пяти данных человеку чувств, а не только традиционно созерцая.
Жоан Миро. «Композиция». 1937. Фото: Berkeley Art Museum and Pacific
Film Archive / Successió Miró /ARS, New York / ADAGP, Paris
Манифест Тамко Ширато подписали многие художники, в том числе Ханс Арп,
Робер и Соня Делоне, Марсель Дюшан, Василий Кандинский, Александр
Колдер, Ласло Махой-Надь. «Все они в большей или меньшей степени
признавали влияние науки на свое искусство», — говорит Ваня Маллой,
куратор выставки в музее в Беркли, посвященной Тамко Ширато и его
концепции влияния на искусство научных открытий ХХ века. В марте она
уедет в Художественный музей при Амхерстском колледже (Массачусетс). К
выставке вышла также книга Маллоя «Пространственность: современное
искусство в эпоху Эйнштейна», посвященная позабытому движению.
Карой Тамко Ширато собирался организовать первую интернациональную
выставку «пространственного» искусства и издавать журнал под названием
«N + 1», но из-за болезни вынужден был уехать в Будапешт. Далее
случилась Вторая мировая, затем холодная война — и в Париж он больше не
вернулся, увлекся йогой, даже открыл школу, а на жизнь зарабатывал
литературными переводами.
Только в 1960-е годы Карой Тамко Ширато вновь вспомнил о своей теории
«пространственности», написал посвященный ей пространный текст, который
так и не был опубликован до нынешней выставки в Беркли, — в ее каталог
он включен. На выставку удалось собрать 70 произведений, живописи,
скульптуры, работ в других медиа из разных американских институций —
тех, кто подписал манифест Ширато, и тех, кто никогда о нем не слышал,
но на которых повлияли научные открытия ХХ века. Как в случае скульптора
Исаму Ногучи, который дружил с Ричардом Фуллером (1895–1983),
архитектором, дизайнером и изобретателем, объяснившим ему формулу
Альберта Эйнштейна E = mc2. Важно помнить, поясняет куратор, что «все
эти художники никоим образом не иллюстрируют научные открытия. Они
только дают повод для того, чтобы усомниться в достоверности той
реальности, которая воспринимается нами как данность».
Художественный музей и архив тихоокеанского кино в Беркли (BAMPFA)
Пространственность и модернистское искусство в эпоху Эйнштейна
До 3 марта 2019
Комментариев нет:
Отправить комментарий