В настоящее время резьба по слоновой кости и торговля такими изделиями во всем мире уже почти не практикуется. К большому сожалению, слоны, эти прекрасные животные, находятся на грани исчезновения, и охота на них практически везде запрещена. Полюбуемся же теми уникальными шедеврами, которые были когда-то созданы руками китайских мастеров. Невероятная, кропотливая работа...
В давние времена в Поднебесной в долинах рек изобилии водились и слоны, и носороги. Из бивней и рогов этих животных изготавливали самые разные изделия – инструменты и оружие, предметы культа и быта, украшения.
С расширением торговли со странами Южной Азии и Африки, откуда также стали завозить слоновую кость, косторезное искусство в Китае получило еще большее развитие.
Китайская династия Цин. Слоновая кость. Эпоха позднего периода Мин или раннего Цин
Со временем в Китае сформировались две основные школы резьбы по слоновой кости – Пекинская и Кантонская (Гуанчжоуская), которые практиковали разные техники работы с костью.
Слоновая кость
Пекинская школа резьбы по слоновой кости
Пекинскую школу отличает лаконичность формы и более сдержанный декор. Резчики старались раскрыть и подчеркнуть красоту используемого материала и его текстуру. Для этого изделия (в основном, это были фигурки людей) тщательно полировались, при необходимости их подкрашивали для придания большей декоративности.
Натюрморт
Кантонская школа резьбы по слоновой кости
Кантонские же резчики (Гуанджоу раньше назывался Кантон), главным образом, сосредотачивались на сложности резьбы, стараясь отобразить в своих изделиях даже самые мельчайшие детали. Слоновую кость они предварительно отбеливали, добиваясь сияющей белизны. Изделия мастеров этой школы поражают красотой и техникой исполнения...
Излюбленная тема - ажурные кораблики:
«Шары-головоломки» (Гуанчжоу)
Особую славу во всем мире принесли гуанчжоуским мастерам многослойные ажурные шары, которые они научились изготавливать. Из цельного куска кости с помощью простейшего набора инструментов они вырезали несколько полых шаров, размещенных один в другом, подобно матрешкам. При этом, каждый из этих шаров мог свободно вращаться внутри независимо от других. И, к тому же, все шары были украшены тончайшей витиеватой резьбой.
Невероятной сложности работа, требующая огромного терпения и безупречной точности... И брались за нее только самые опытные мастера, у которых навыки резьбы были доведены до совершенства.
Самые первые «шары-головоломки» состояли лишь из двух шаров, постепенно мастерам-резчикам удалось довести их количество до семи. А в 1915 году один китайский резчик поразил посетителей Панамской Международной ярмарки вырезанным им шаром, содержащим целых 25 ажурных шаров. Но, оказалось, что и это не предел. В 1977 году уже его сын, Вэн Жунбяо, побил этот рекорд, изготовив шар, внутри которого свободно вращались 42 ажурных шара! Диаметр шара составлял 15 сантиметров, толщина же самого маленького внутреннего шара не превышала толщину бумажного листа.
Говоря о мастерстве китайских резчиков, нельзя не упомянуть еще об одной удивительной работе:
«Железная дорога Чэнду-Куньмин»
В 1974 году в Пекине была вырезана монументальная скульптура под названием «Железная дорога Чэнду-Куньмин», на изготовление которой ушло восемь слоновьих бивней. Длина ее - 1.8 метра, высота – 1.1 метра, а вес - свыше 300 кг. 98 мастеров трудились над этим шедевром более двух лет. Впоследствии эта скульптура была преподнесена в дар Генеральной Ассамблее ООН.
Хотя со слоновой костью в Китае сейчас почти не работают, Пекин и Гуанчжоу по-прежнему остаются известными центрами резьбы по кости. Только теперь мастера-косторезы используют для работы другой материал - трубчатую берцовую кость верблюдов и волов (цевку). Но и эти их работы по-прежнему поражают своей ювелирной техникой и совершенством. Это же Китай…
Комментариев нет:
Отправить комментарий