Для современного ценителя искусства улыбка - это обычный атрибут многих картин и скульптур. Тем не менее эволюция этого проявления эмоций развивалась по своим законам, до сих пор до конца не изученным, но воплотившимся в жизнь в виде шедевров мирового искусства.
Улыбка Нефертити
Бюст царицы Нефертити
Когда в 1912 году при раскопках города Ахетатона в Египте в доме
древнего скульптора Тутмоса был обнаружен этот бюст, археологи были
поражены его сохранностью. В отличие от парного к изображению Нефертити
бюста фараона Эхнатона, получившего за время существования сильные
повреждения, бюст царицы дошел до наших времен почти без потерь –
пострадали только уши и отсутствовала вкладка левого глаза.
Научные исследования установили возраст находки – оказалось, что бюст
появился в середине XIV века до нашей эры, во время так называемой
амарнской эпохи в древнеегипетском искусстве, совпавшей с правлением
Эхнатона и отличавшейся реалистичностью, вплоть до натурализма. Этот
шедевр, созданный в мастерской прославленного скульптора той поры
Тутмоса, как и ряд других скульптур, стал предвестником возникновения
почти через тысячу лет особого явления в древнем искусстве – архаической
улыбки.
Архаическая улыбка
Кора - статуя девушки (период архаики)
Архаический период истории Древней Греции продолжался с VII до IV век до
н.э. Тогда возникла и делала первые шаги философия, развивалось
представление о мире и космосе, и человек начинал казаться сам себе
существом, сравнимым с богами. Возможно, это была одна из причин для
изображения художниками улыбающихся лиц. Статуи архаики – это фигуры
юношей и девушек, молодых и сильных, и улыбки на их лицах – как
свидетельство торжества жизни. Куросы (мужские статуи) и коры (женские)
сохраняют это выражение лица и в сюжетах охоты, ранения – что порой
выглядит неестественно.
Раненый курос
По другой версии, выдвинутой искусствоведом Б.Р. Виппером, архаическая
улыбка имеет вполне практическое объяснение: «Художник ставит своей
задачей индивидуализировать образ, оживить, одухотворить его, но метод
обработки лица как плоскости, находящейся под прямым углом к двум другим
плоскостям головы, приводит к тому, что черты лица (рот, вырез глаз,
брови) закругляются не в глубину, а вверх, и это придает лицам греческих
архаических статуй выражение улыбки или удивления».
Архаическая кора
Способы высекания фигур из камня в Грецию пришли от скульпторов Древнего
Египта, но если египетское искусство представляет область скорее тайн,
нежели открытий, греческая архаика дает современному миру куда более
определенный посыл – о всепобеждающей молодости, силе и красоте.
Улыбка Пэкче
Изображения Будды всегда улыбчивы, такова суть этой религии – гармония с
реальностью, безусловная благожелательность к миру. Согласно учению,
причины страданий заключены внутри человека, и освободившись от этих
причин, можно стать счастливым. Теплая улыбка – одно из семи ежедневных
пожертвований в буддизме.
"Улыбка Пэкче"
Одним из знаковых произведений искусства в этом смысле признаются
скульптуры Пэкче, которые были обнаружены в Корее и считаются ценным
памятником древнего восточного искусства. На губах застывших в камне лиц
блуждает загадочная, непостижимая улыбка, а сами статуи воплощают собой
отрешенность от окружающего их мира.
Некоторые исследователи приписывают стиль фигур Пэкче влиянию
южно-китайской культуры государства Лян. Так или иначе, холодные
безмолвные камни, из которых сделаны скульптуры, благодаря особой улыбке
Пэкче буквально излучают тепло. Художники Пэкче в свою очередь сильно
повлияли на скульптурные традиции Японии, многие статуи японских
мастеров созданы на основе наследия корейских предшественников.
Кудара Каннон - японская богиня милосердия
Готическая улыбка
Улыбающийся ангел собора в Реймсе
Средневековье надолго отучило художников изображать счастливые лица.
Улыбка, как и смех, были в эти времена не в чести. Тем не менее один из
самых главных соборов европейского католицизма славится «улыбающимися
ангелами».
Собор Нотр-Дам в городе Реймсе был построен в XIII веке, а церковь на
его месте существовала к тому времени уже около восьмисот лет. Это один
из самых больших и красивых соборов Франции, имеющий к тому же славу
места коронации почти всех французских королей. В 498 году в Реймсском
соборе был крещен Хлодвиг I.
Собор в Реймсе
Фасады собора украшены бесчисленным количеством фигур ангелов, но два из
них, окружающие Святого Никеза, изображены улыбающимися. Это был на тот
момент революционный шаг в искусстве – как символ скорого Возрождения.
Статуи, расположенные в северной части восточного фасада собора на
высоте 87 метров, были созданы примерно в 1240 году, а прославились
после их повреждения при бомбежке в Первую мировую войну. Выражения лиц
ангелов, возможно, призваны передать, что они знают что-то, что
недоступно человеческому разуму.
Улыбающийся ангел Реймсского собора
Улыбка Возрождения
Символом улыбки эпохи Возрождения традиционно считается Джоконда да
Винчи, но у гениального Леонардо, как и у других мастеров Ренессанса,
достаточно и других произведений, завораживающих зрителя загадочностью
облика человека на картине. Еще один ангел, как будто скрывающий за
улыбкой знания о тайнах мироздания, изображен на картине «Мадонна в
скалах».
Фрагмент картины Л. да Винчи "Мадонна в скалах"
Главная особенность произведений эпохи Возрождения – в новом умении
человека смотреть на себя и себе подобных как на отдельный прекрасный
мир, полный тайн и будущих открытий.
Рафаэль Санти изобразил на автопортрете улыбку, которая сравнима с
загадочной усмешкой Моны Лизы – полуулыбка, заставляющая вглядываться в
лицо человека на картине и видеть его изменчивое, непостоянное
выражение.
Р. Санти. "Молодой человек (Автопортрет)"
Комментариев нет:
Отправить комментарий